ГОСТ Р 41.9-99
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий L2, L4 и L5 в связи с производимым ими шумом
Обозначение | ГОСТ Р 41.9-99 |
Заглавие на русском языке | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий L2, L4 и L5 в связи с производимым ими шумом |
Заглавие на английском языке | Uniform provisions concerning the approval of category L2, L4 and L5 vehicles with regard to noise |
Дата введения в действие | 01.07.2000 |
ОКС | 43.140 |
Код ОКП | 452850 |
Код КГС | Т34 |
Код ОКСТУ | 4528 |
Индекс рубрикатора ГРНТИ | 875529 |
Аннотация (область применения) | Настоящий стандарт устанавливает требования к шуму, производимому транспортными средствами категорий L2, L4 и L5 |
Ключевые слова | трехколесные транспортные средства; шум; глушитель; |
Термины и определения | Раздел стандарта |
Вид стандарта | Основополагающие стандарты |
Содержит требования: прочими | Правила EEC UN № 9 |
Нормативные ссылки на: ISO | ISO 2599:1983;ISO 3310-1:2000;ISO 10534-1:1996;ISO 10534-2:1996;ISO 10844:1994 |
Управление Ростехрегулирования | 220 - Управление стандартизации и сертификации в машиностроении |
Дата последнего издания | 01.06.2002 |
Номер(а) изменении(й) | переиздание с изм. 1 |
Количество страниц (оригинала) | 23 |
Организация - Разработчик | Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) |
Статус | Действует |
ГОСТ Р 41.9-99
(Правила ЕЭК ООН № 9)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО
УТВЕРЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
КАТЕГОРИЙ L2, L4 И L5 В СВЯЗИ
С ПРОИЗВОДИМЫМ ИМИ ШУМОМ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН № 9, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. № 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН № 9, Пересмотр 2 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Add.8/Rev.2, дата вступления в силу 26.01.94) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий L2, L4 и L5 в связи с производимым ими шумом» и включает в себя:
поправки серии 06-E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Add.8/Rev.2/Amend.l, дата вступления в силу 08.03.99
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ИЗДАНИЕ (июнь 2002 г.) с Изменением № 1, принятым в ноябре 2001 г. (ИУС 2-2002)
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 2 2 Определения. 2 3 Заявка на официальное утверждение. 3 4 Маркировка. 3 5 Официальное утверждение. 3 6 Технические требования. 4 7 Модификация официально утвержденного типа транспортного средства или типа системы снижения шума и распространение его официального утверждения. 5 8 Соответствие производства. 5 9 Санкции, налагаемые за несоответствие производства. 5 10 Окончательное прекращение производства. 5 11 Переходные положения. 6 12 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов. 6 Приложение 1. 6 Приложение 2 Схемы знаков официального утверждения. 8 Приложение 3 Методы и приборы, используемые для измерения шума, производимого механическими транспортными средствами. 8 Приложение 4 Технические требования к испытательной площадке. 16 Приложение 5 Библиография. 20 |
ГОСТ Р 41.9-99
(Правила ЕЭК ООН № 9)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
Uniform provisions concerning the approval of category L2, L4 and L5 |
Дата введения 2000-01-07
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН № 9 (далее - Правила).
Настоящие Правила применяют при официальном утверждении транспортных средств в связи с производимым ими шумом категорий L2, L4 и L5.
(Измененная редакция, Изм. № 1*).
* Поправки серии 06-E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Add.8/Rev.2/Amend.l, дата вступления в силу 08.03.99 (здесь и далее).
1 Область применения
Настоящие Правила устанавливают требования к шуму, производимому транспортными средствами категорий L2, L4 и L5.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2 Определения
В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении уровня звука и первоначальной системы выпуска или снижения шума в качестве технического узла.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.2
2.2.1 формы и материалов, из которых изготовлен кузов (в частности, моторный отсек и его звукоизоляция);
2.2.2 длины и ширины транспортного средства;
2.2.3 типа двигателя (с принудительным зажиганием или с воспламенением от сжатия; с поршневым компрессором или роторно-поршневой; число и объем цилиндров; число и тип карбюраторов или систем впрыска, расположение клапанов; максимальная полезная мощность и соответствующая частота вращения двигателя).
В случае роторно-поршневых двигателей объем должен в два раза превышать объем камеры.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.2.4 количества передач и передаточных чисел.
2.2.5 числа, типа и расположения систем выпуска.
(Введен дополнительно, Изм. №1).
2.3 система выпуска или снижения шума: Комплект элементов, необходимых для снижения шума, производимого транспортным средством и его отработавшими газами.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.3.1 первоначальная система выпуска или снижения шума: Система выпуска или снижения шума, которой транспортное средство оснащено в момент официального утверждения или распространения официального утверждения. Она может быть частью первоначального или сменного оборудования.
(Введен дополнительно, Изм. №1).
2.4 типы систем выпуска: Системы выпуска или снижения шума, различающиеся по следующим основным аспектам:
2.4.1 фабричные или торговые марки элементов;
2.4.2 характеристики материалов, из которых сделан тот или иной элемент;
2.4.3 принцип работы хотя бы одного элемента;
2.4.4 сочетание элементов.
2.5 элемент системы выпуска*: Одна из индивидуальных составных частей, из которых состоит система выпуска.
* Элементами системы выпуска являются: выпускной коллектор, выпускной трубопровод и патрубки, выпускная труба, собственно система снижения шума. Если двигатель снабжен воздушным фильтром и если наличие этого фильтра необходимо для соблюдения требуемых пределов звукового уровня, то он является элементом системы снижения шума и на него должна быть нанесена маркировка по 3.2.2 и 4.1.
2.4-2.5 (Измененная редакция, Изм. №1).
3 Заявка на официальное утверждение
3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в связи с производимым им шумом представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
3.2 К заявке прилагают перечисленные ниже документы в трех экземплярах и следующие данные:
3.2.1 описание типа транспортного средства в отношении характеристик, упомянутых в 2.2. Указывают номера и/или обозначения, характеризующие тип двигателя и тип транспортного средства;
3.2.2 перечень надлежащим образом идентифицированных элементов, из которых состоит система снижения шума;
3.2.3 чертеж системы снижения шума в сборе с указанием его размещения на транспортном средстве;
3.2.2, 3.2.3 (Измененная редакция, Изм. №1).
3.2.4 подробные чертежи каждого элемента, позволяющие без труда идентифицировать элемент и определять его местоположение, а также сведения об использованных материалах.
3.3 По просьбе технической службы, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, предприятие-изготовитель транспортного средства должно представить образец системы снижения шума.
(Измененная редакция, Изм. №1).
3.4 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должно быть передано транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению.
4 Маркировка
4.1 На элементах системы снижения шума должен быть нанесен международный знак официального утверждения, состоящий из:
4.1.1 знака «Е», описание которого приведено в 5.4.1;
4.1.2 маркировки по 5.4.2.
4.1-4.1.2 (Измененная редакция, Изм. №1).
4.2 Маркировка должна быть четкой и нестираемой.
5 Официальное утверждение
5.1 Если тип транспортного средства, представленного на официальное утверждение согласно настоящим Правилам, соответствует требованиям разделов 6 и 7, данный тип транспортного средства считают официально утвержденным.
5.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивают номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 06), соответствующие поправкам серии 06, вступившим в силу 8 марта 1999 г., указывают серию поправок, включающих самые последние значительные технические изменения, внесенные в настоящие Правила на момент предоставления официального утверждения. Не допускается присваивать этот номер тому же типу транспортного средства, оснащенного другой системой снижения шума, или другому типу транспортного средства.
(Измененная редакция, Изм. №1).
5.3 Стороны Соглашения 1958 г. уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1, и рисунков системы снижения шума (предоставляемых предприятием, подавшим заявку на официальное утверждение) максимальным форматом А4 (210ґ297 мм) или форматом, кратным А4.
5.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящего стандарта, проставляют на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:
5.4.1 круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК) и 43 - Япония.
Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
(Измененная редакция, Изм. №1).
5.4.2 номера настоящего стандарта, за которым следуют буква R, тире и номер официального утверждения, проставляемые справа от круга, указанного в 5.4.1.
5.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других стандартов, прилагаемых к Соглашению, в стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, не следует повторять обозначение, указанное в 5.4.1; в этом случае дополнительные номера и обозначения всех Правил, в отношении которых было предоставлено официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть указаны в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, указанного в 5.4.1.
5.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
5.7 Знак официального утверждения помещают рядом с табличкой, на которой приведены характеристики транспортных средств, или наносят на эту табличку.
5.8 В приложении 2 приведены примеры схемы знаков официального утверждения.
6 Технические требования
6.1 Общие технические требования
6.1.1 Транспортное средство, его двигатель и система снижения шума должны быть спроектированы, сконструированы и установлены таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой они могут при этом подвергаться, транспортное средство соответствовало требованиям настоящих Правил.
6.1.2 Система снижения шума должна быть спроектирована, сконструирована и установлена таким образом, чтобы она не подвергалась воздействию коррозии.
6.1.1, 6.1.2 (Измененная редакция, Изм. №1).
6.2 Технические требования, касающиеся уровней звука
6.2.1 Методы измерения
6.2.1.1 Измерение шума, производимого представленным на официальное утверждение типом транспортного средства, проводят двумя методами, приведенными в приложении 3, при движении транспортного средства и при нахождении его в неподвижном состоянии.
Испытание транспортного средства в неподвижном состоянии проводят для установления контрольного значения, необходимого административным органам, применяющим этот метод для контроля эксплуатируемых транспортных средств.
6.2.1.2 Оба значения, измеренные в соответствии с требованиями 6.2.1.1, должны быть указаны в протоколе испытания и на карточке, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
6.2.1.3 Уровень звука, измеренный по методу, указанному в 3.1 приложения 3, при движении транспортного средства не должен превышать 80 дБА для категорий L4 и L5 и 76 дБА для категории L2 (в случае новых транспортных средств и новых систем снижения шума).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7 Модификация официально утвержденного типа транспортного средства или типа системы снижения шума и распространение его официального утверждения
7.1 Любая модификация типа транспортного средства или системы снижения шума доводится до сведения административного органа, предоставившего официальное утверждение для данного типа транспортного средства. Этот орган в таком случае может:
7.1.1 либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут оказывать существенного негативного воздействия,
7.1.2 либо затребовать новый протокол испытаний от технической службы, уполномоченной проводить испытания.
7.2 Сообщение о подтверждении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении с указанием изменений направляется Сторонам Соглашения 1958 года в соответствии с требованиями 5.3.
7.3 Компетентный орган, распространяющий официальное утверждение, присваивает серийный номер для такого распространения и информирует об этом Стороны Соглашения посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. №1).
8 Соответствие производства
Проверка соответствия производства должна соответствовать процедурам, изложенным в дополнении 2 к Соглашению (E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.2) с учетом следующих требований:
8.1 Каждое транспортное средство, имеющее знак официального утверждения, предусмотренный настоящими Правилами, должно соответствовать официально утвержденному типу транспортного средства, должно быть оснащено глушителем, с которым оно было официально утверждено, и должно соответствовать требованиям раздела 6.
8.2 Для проверки требований 8.1 из серии транспортных средств выбирают одно транспортное средство с проставленным на нем знаком официального утверждения в соответствии с настоящими Правилами.
Соответствие производства требованиям настоящих Правил считают установленным, если уровни, измеренные методом по приложению 3, превышают не более чем на 3 дБ.
(Измененная редакция, Изм. №1).
9 Санкции, налагаемые за несоответствие производства
9.1 Официальное утверждение типа транспортного средства, предоставленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдаются требования, изложенные в разделе 8, или если это транспортное средство не выдержало проверку по 8.2.
9.2 Уведомление об отмене предоставленного ранее официального утверждения производят посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. №1).
10 Окончательное прекращение производства
Если владелец официального утверждения полностью прекращает производство того или иного типа транспортного средства (или системы снижения шума), официально утвержденного на основании настоящих Правил, он сообщает об этом компетентному органу, предоставившему официальное утверждение. При получении соответствующего сообщения этот компетентный орган в свою очередь уведомляет об этом Стороны Соглашения посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. №1).
11 Переходные положения
11.1 Начиная с официальной даты вступления в силу поправок серии 06 не допускается отказывать в предоставлении официального утверждения на основании настоящих Правил с внесенными в них поправками серии 06.
11.2 Начиная с даты вступления в силу поправок серии 06 официальные утверждения предоставляют только в том случае, если тип транспортного средства, подлежащий официальному утверждению, соответствует требованиям настоящих Правил с внесенными в них поправками серии 06.
11.3 Не допускается отказывать в распространении официального утверждения, предоставленного на основании поправок предыдущих серий к настоящим Правилам.
11.4 Продолжают предоставляться официальные утверждения транспортных средств тех типов, которые соответствуют предписаниям настоящих Правил с внесенными в них поправками предыдущих серий до вступления в силу поправок серии 06.
11.5 Официальные утверждения, предоставленные в соответствии с настоящими Правилами до вступления в силу поправок серии 06, и все распространения таких официальных утверждений, включая распространения официальных утверждений, предоставленных впоследствии на основании поправок предыдущих серий к настоящим Правилам, остаются в силе на неопределенный срок. Если тип транспортного средства, официально утвержденный на основании поправок предыдущих серий, соответствует требованиям настоящих Правил с внесенными в них поправками серии 06, об этом уведомляют посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
11.6 Не допускается отказывать в признании официального утверждения транспортного средства по типу конструкции, официально утвержденного на основании поправок серии 06 к настоящим Правилам или отвечающего их требованиям.
11.7 Начиная с 17 июня 2003 г. допускается отказывать в первоначальной регистрации (первоначальной сдаче в эксплуатацию) транспортного средства, которое не соответствует требованиям поправок серии 06 к настоящим Правилам.
Раздел 11 (Измененная редакция, Изм. №1).
12 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов
Стороны Соглашения 1958 года сообщают Секретариату Организации Объединенных Наций названия и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальное утверждение и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(обязательное)
СООБЩЕНИЕ
1 Фабричная или торговая марка транспортного средства _______________________ 2 Тип транспортного средства ______________________________________________ 2.1 Вариант (варианты) (при необходимости) _________________________________ 2.2 Версия (версии) (при необходимости) _____________________________________ 3 Наименование и адрес предприятия-изготовителя ____________________________ 4 Фамилия и адрес представителя предприятия-изготовителя (в соответствующих случаях) ___________________________________________________________________ 5 Тип двигателя __________________________________________________________ с принудительным зажиганием, с воспламенением от сжатия и т.д.*** ***Если используется двигатель, который отличается от обычного, это следует указать. 6 Циклы (при необходимости) ______________________________________________ двухтактный или четырехтактный 7 Объем цилиндров (при необходимости), л __________________________________ 8 Мощность двигателя (указать метод измерения), кВт _________________________ 9 Частота вращения двигателя, при которой достигается максимальная мощность, мин-1 ______________________________________________________________________ 10 Количество передач ____________________________________________________ 11 Используемые передачи _________________________________________________ 12 Конечное передаточное число (числа) _____________________________________ 13 Тип и размеры шин (на каждой оси) _______________________________________ 14 Максимальный допустимый вес, включая вес полуприцепа (при необходимости), кг _________________________________________________________________________ 15 Краткое описание первоначальной системы выпуска: 15.1 Тип (типы) первоначальной (первоначальных) системы (систем) выпуска ___________________________________________________________________________ 15.2 Тип (типы) системы (систем) впуска (при необходимости для определения предельного уровня шума) ____________________________________________________ 16 Условия нагрузки транспортного средства во время испытания ________________ 17 Расположение и направленность микрофона (со ссылкой на диаграммы в дополнении к приложению 3) при испытании транспортного средства в неподвижном состоянии __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 18 Уровни звука: для движущегося транспортного средства, дБА ______________ при постоянной скорости до ускорения, км/ч__________________ для транспортного средства в неподвижном состоянии, дБА _____________ при частоте вращения двигателя, мин-1 ____________________ 19 Отклонения в калибровке шумомера ______________________________________ 20 Транспортное средство представлено на официальное утверждение ____________ дата 21 Техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения ________________________________________________________________ 22 Дата выдачи протокола технической службой _______________________________ 23 Номер протокола, выданного технической службой __________________________ 24 Официальное утверждение предоставлено/официальное утверждение распространено/в официальном утверждении отказано/официальное утверждение отклонено Ненужное зачеркнуть. 25 Место проставления знака официального утверждения на транспортном средстве ___________________________________________________________________________ 26 Место________________________________________________ 27 Дата _________________________________________________ 28 Подпись______________________________________________ 29 К настоящему сообщению прилагаются следующие документы, на которых указан номер официального утверждения: - рисунки, схемы и планы двигателя и системы снижения шума; - фотографии двигателя и системы снижения шума; - перечень надлежащим образом идентифицированных элементов, из которых состоит система снижения шума. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Измененная редакция, Изм. №1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(обязательное)
Схемы знаков официального утверждения
Образец А
(См. 5.4 настоящего стандарта)
Рисунок 2.1
Приведенный на рисунке 2.1 знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что этот тип транспортного средства официально утвержден в Нидерландах (Е4) в связи с производимым им шумом на основании Правил ЕЭК ООН № 9 под номером официального утверждения 06 2439. Номер официального утверждения указывает, что официальное утверждение было предоставлено в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 9 с внесенными в него (них) поправками серии 06.
Образец В
(См. 5.5 настоящего стандарта)
Рисунок 2.2
Приведенный на рисунке 2.2 знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что этот тип транспортного средства официально утвержден в Нидерландах (Е4) на основании Правил ЕЭК ООН № 9 и Правил ЕЭК ООН № 33. Номера этих официальных утверждений указывают, что в момент предоставления соответствующих официальных утверждений Правила ЕЭК ООН № 9 включали поправки серии 06, а Правила ЕЭК ООН № 33 были в первоначальном виде.
Ссылка на Правила ЕЭК ООН № 33 приведена в качестве примера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Измененная редакция, Изм. №1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(обязательное)
Методы и приборы, используемые для измерения шума, производимого механическими транспортными средствами
1Измерительные приборы
1.1 В качестве аппаратуры для измерения уровня шума следует использовать прецизионные шумомеры типа, описанного во втором издании публикации № 179 Международной электротехнической комиссии (МЭК) «Прецизионные шумомеры». Измерения проводят с использованием постоянной времени усреднения «fast» («быстро») шумомера и при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале А, описание которых приведено в этой же публикации.
1.2 В начале и в конце каждой серии испытаний шумомер следует калибровать по инструкции предприятия-изготовителя с использованием соответствующего источника звука (например, пистонфона).
1.1, 1.2 (Измененная редакция, Изм. №1).
1.3 Частоту вращения двигателя и скорость транспортного средства следует определять с точностью до ±3%.
(Введен дополнительно, Изм. №1).
2Условия проведения измерений
2.1 Во время измерений транспортное средство должно находиться в рабочем состоянии (с охлаждающей жидкостью, маслом, топливом, инструментами, запасным колесом и водителем). Перед началом измерений двигатель следует прогреть до нормальной рабочей температуры.
2.2 Испытательная площадка должна состоять из центральной части для разгона, поверхность вокруг которой должна быть практически горизонтальной. Испытательная площадка должна быть горизонтальной; покрытие испытательной площадки должно быть сухим и спроектировано таким образом, чтобы шины не производили чрезмерного шума.
Условия свободного звукового поля на испытательной площадке должны сохраняться с отклонением в пределах ±1 дБ.
Вблизи микрофона, а также между микрофоном и источником шума не должно быть преград, которые могут оказать влияние на звуковое поле. Наблюдатель, проводящий измерения, должен находиться в таком месте, в котором его присутствие не окажет влияния на показания измерительных приборов.
2.3 Измерения не должны проводиться при плохих климатических условиях. Следует принять меры предосторожности для обеспечения условий, при которых порывы ветра не влияли бы на показания приборов.
При измерениях уровень шума от источников звука, иных, чем испытуемое транспортное средство, и уровень шума от воздействия ветра должны быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня шума, производимого транспортным средством.
Микрофон может быть оснащен ветрозащитным экраном при условии, что учитывается его влияние на чувствительность и характеристики направленности микрофона.
Если разница между уровнями фонового и измеренного шума находится в пределах от 10 до 16 дБа.
2.1-2.3 (Измененная редакция, Изм. №1).
2.4 До начала измерения двигатель доводят до нормальных условий работы в отношении:
2.4.1 температуры;
2.4.2 регулировки;
2.4.3 топлива;
2.4.4 свечей, карбюратора (карбюраторов) и других деталей.
3Методы измерения
3.1.1 Положения при измерении
3.1.1.1 Максимальный уровень шума, выраженный в дБ средства между линиями АА’ и ВВ’ (рисунок 3.1). Результат измерений недействителен, если выявлено анормальное расхождение между максимальным значением и общим уровнем шума.
С каждой стороны транспортного средства проводят не менее двух измерений. Предварительные регулировочные измерения во внимание не принимают.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.1.1.2 Микрофон устанавливают на высоте (1,2±0,1) м над поверхностью площадки на расстоянии (7,5±0,2) м от центральной оси движения транспортного средства, измеряемой по перпендикуляру РР к этой оси (рисунок 3.1).
3.1.1.3 На испытательной площадке проводят две линии АА’ и ВВ’, параллельные линии РР’ и расположенные соответственно в 10 м впереди и позади этой линии. Транспортное средство приближается к линии АА’ на постоянной скорости, указанной ниже. В этот момент необходимо полностью и как можно быстрее открыть дроссельную заслонку, которая остается в таком положении до тех пор, пока задняя часть транспортного средства не пересечет линию ВВ’, после этого заслонку необходимо как можно быстрее закрыть.
3.1.1.4 В случае сочлененных транспортных средств, состоящих из двух нерасцепляющихся единиц и рассматриваемых как одно транспортное средство, полуприцеп при пересечении линии ВВ не принимается во внимание.
3.1.1.5 Значения уровня шума, округленные до ближайшего целого числа в децибелах, определяют при помощи измерительной аппаратуры. Если цифра, следующая за десятичной запятой, равна от 0 до 4, то округление проводят в сторону меньшего целого числа, а если - от 5 до 9, то округление проводят в сторону большего целого числа.
Учитывают только те значения, которые были получены в результате двух последовательных измерений с одной и той же стороны транспортного средства и расхождение между ко