ГОСТ 30035-93
Скреперы. Общие технические условия
Обозначение | ГОСТ 30035-93 |
Заглавие на русском языке | Скреперы. Общие технические условия |
Заглавие на английском языке | Scrapers. General specifications |
Дата введения в действие | 01.01.1995 |
ОКС | 53.100 |
Код ОКП | 481300 |
Код КГС | Г45 |
Код ОКСТУ | 4813 |
Индекс рубрикатора ГРНТИ | 555329 |
Ключевые слова | машины; ту; |
Вид стандарта | Стандарты на продукцию (услуги) |
Вид требований | Требования к правилам эксплуатации или ремонта и утилизации;Требования для обязательной сертификации |
Обозначение заменяемого(ых) | ГОСТ 13262-79;ГОСТ 27007-86 |
Управление Ростехрегулирования | 220 - Управление стандартизации и сертификации в машиностроении |
Разработчик МНД | Российская Федерация |
Межгосударственный ТК | 295 - Машины землеройные |
Дата последнего издания | 16.06.1994 |
Количество страниц (оригинала) | 18 |
Статус | Действует |
ГОСТ 30035-93
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СКРЕПЕРЫ
Общие технические условия
Межгосударственный совет По стандартизации,
метрологии и сертификации
Минск
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СКРЕПЕРЫ Общие технические условия
Scrapers. |
ГОСТ |
Дата введения 01.01.95
Настоящий стандарт распространяется на самоходные скреперы (автоскреперы) и прицепные скреперы, предназначенные для послойной разработки, транспортирования и отсыпки грунтов I и II категорий и предварительно разрыхленных грунтов III и IV категорий, не содержащих сосредоточенных каменистых включений, а также на одноосные тягачи, предназначенные для комплектации автоскреперов.
Стандарт не распространяется на скреперы усиленной конструкции для разработки легких скальных пород и другие скреперы специального назначения.
- ; ; ; ; , настоящего стандарта являются обязательными, другие требования являются рекомендуемыми.Определение терминов, применяемых в настоящем стандарте, - по ГОСТ 27536.
1.1. Автоскреперы подразделяются на типы:
1.1.1 по способу загрузки:
с тяговой загрузкой;
с элеваторной загрузкой.
1.1.2. по системе управления поворотом:
с поворотом одноосного тягача;
с поворотом двухосного тягача.
1.1.3. по числу осей:
двухосные на базе одноосных тягачей;
трехосные (полуприцепные) на базе двухосных тягачей.
1.1.4 по числу двигателей:
одномоторные;
двухмоторные.
1.1.5. по системе привода хода:
с передними ведущими колесами;
со всеми ведущими колесами;
с передними и средними ведущими колесами.
1.2. Прицепные скреперы подразделяются на типы:
1.2.1. по способу загрузки:
с тяговой загрузкой.
1.2.2. по типу тяговой машины:
на базе гусеничного трактора;
на базе колесного тягача (трактора).
1.3. Обозначения типоразмеров скреперов, в зависимости от геометрической вместимости ковша указаны в табл. .
Таблица 1
Обозначение типоразмера |
Геометрическая вместимость ковша, м (± 10%) |
|
автоскрепера |
прицепного скрепера |
|
СС-5 |
СПр-5 |
5 |
СС-8 |
СПр-8 |
8 |
СС-11 |
СПр-11 |
11 |
СС-16 |
CПp-16 |
16 |
СС-25 |
- |
25 |
Пример условного обозначения самоходного скрепера (СС) (автоскрепера) с ковшом вместимостью 11м3, с порядковым номером по реестру - 002:
СС-11-002
1.4. В технических условиях на скреперы конкретных моделей рекомендуется включать следующие значения показателей качества, номенклатура которых согласовывается с основным потребителем:
вместимость ковша геометрическая и (или) номинальная;
грузоподъемность;
эксплуатационная мощность двигателя (по ГОСТ 18509);
тяговый класс базового тягача (трактора) для прицепных скреперов;
эксплуатационная масса по ГОСТ 27922;
максимальные скорости движения на передачах;
ширина резания по ГОСТ 27536;
максимальное заглубление ковша по ГОСТ 27536;
толщина слоя отсыпки;
минимальная ширина полосы разворота (радиус поворота);
часовой расход топлива;
80%-ный ресурс до капитального ремонта и критерии предельного состояния;
средняя наработка на отказ и критерии отказов;
удельная суммарная оперативная трудоемкость плановых технических обслуживаний.
1.5. В технических условиях на конкретные модели скреперов должна быть установлена следующая обязательная номенклатура показателей и их значения:
уровень звука на рабочем месте оператора по ГОСТ 12.1.003;
параметры вибрации на рабочих местах и органах управления по ГОСТ 12.1.012;
дымность отработавших газов двигателя скрепера в соответствии с ГОСТ 17.2.2.02 (по документации на двигатель);
выбросы вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя скрепера в соответствии с ГОСТ 17.2.2.05 (по документации на двигатель);
напряженность поля радиопомех в соответствии с ГОСТ 17822 (по документации на двигатель).
2.1. Характеристики
2.1.1. Скреперы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на конкретные модели скреперов, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.1.2 Климатические исполнения и категория размещения скреперов должны соответствовать .
2.1.3. Конструкция скреперов должна обеспечивать:
принудительную разгрузку ковша;
возможность работы с трактором-толкачом при копании (скреперов с тяговой загрузкой), а также при выезде из забоя:
поворот тягача (трактора)в плане на угол не менее 85° в каждую сторону и боковой наклон тягача в вертикальной плоскости относительно ковша на угол не менее 10° в каждую сторону;
работу без дозаправки топливом - не менее 10 ч;
установку приборов для эксплуатации по ГОСТ 28634;
диагностирование в соответствии с требованиями ГОСТ 27518, ГОСТ 25044, при этом конкретные требования по приспособленности к диагностированию и уровню автоматизации процесса диагностирования должны устанавливаться в технических условиях на конкретные модели скреперов;
наличие мест ввода приборов и приспособлений для диагностической проверки технического состояния, при этом перечень приборов и приспособлений устанавливается в технических условиях на скреперы конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27253 и требованиями заказчика.
2.1.4. По согласованию с заказчиком конструкция скрепера может обеспечивать:
установку устройства для запуска двигателя при отрицательных температурах;
установку системы автоматической стабилизации положения режущей кромки ковша.
2.1.5. Расположение и основные размеры прицепных устройств скреперов - по ГОСТ 3481 и ГОСТ 17595.
2.1.6. Ножи скреперов - по .
2.1.7. Размеры наливных горловин топливных баков - по .
2.1.8. Спускные, наливные и контрольные пробки - по .
Примечание. Допускается по согласованию с заказчиком применение на комплектующих изделиях, выпускаемых другими отраслями, пробок с размерами по отраслевой нормативной документации.
2.1.9. Смазочные масленки - по ГОСТ 19853.
2.1.10. Требования эргономики и безопасности - по .
2.1.10.1. Рулевое управление колесных скреперов с максимальной скоростью движения свыше 20 км/ч должно соответствовать .
2.1.10.2. Тормозные системы должны соответствовать .
2.1.10.3. Конструкция скрепера по требованию потребителя должна обеспечивать возможность установки защитного устройства водителя при опрокидывании скрепера (РОПС) по .
2.1.10.4. Конструкция скрепера должна обеспечивать обзорность рабочих органов во всех технологических положениях.
2.1.10.5. Внешние световые приборы машин с максимальной скоростью движения свыше 25 км/ч должны соответствовать ГОСТ 8769 и обеспечивать необходимую освещенность при передвижении по дороге, а также необходимую освещенность рабочей площадки в дополнение к ее общей освещенности. Электроосветительные устройства машин с максимальной скоростью движения до 25 км/ч - по техническим условиям на машины конкретных моделей при условии обеспечения уровня освещенности.
2.1.10.6. Цвета сигнальные и знаки безопасности должны соответствовать .
2.1.10.7. Электрооборудование должно соответствовать и ГОСТ 3940. Монтаж и крепление электропроводки должны предотвращать повреждение ее изоляции. Система электрооборудования должна иметь устройство для отключения аккумуляторной батареи.
2.1.10.8. Вентилятор двигателя должен быть снабжен ограждением. Ограждение не должно прогибаться в сторону вращающихся лопастей и должно обеспечивать защиту машиниста от случайного контакта с лопастями вентилятора.
2.1.10.9. При давлении в гидросистеме более 5000 кПа, при температуре рабочей жидкости более 50 °С рукава высокого давления, расположенные в кабине в пределах 0,5м от машиниста, должны иметь защитные устройства, обеспечивающие безопасность машиниста в случае их разрыва.
2.1.10.10. Конструкция системы доступа должна соответствовать и обеспечивать безопасность подъема, входа оператора на рабочее место и обслуживание скрепера.
2.1.10.11. Крылья колес скрепера, используемые для доступа, не должны иметь острых кромок, их поверхность не должна быть скользкой и они должны выдерживать вертикальную нагрузку не менее 1500 Н.
2.1.10.12. Крепление системы ремня безопасности (при его наличии) должно соответствовать указанному в приложении.
2.1.10.13. Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу. Струя отработавших газов не должна быть направлена на оператора или горючие материалы.
В местах соединений прорыв газов и искр не допускается.
2.1.10.14. Звуковая сигнализация скреперов должна соответствовать ГОСТ 29292.
2.1.11. Покрытие внутренних поверхностей кабины по IV классу, остальных поверхностей по VI классу - по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации - по ГОСТ 9.104.
2.1.12. Требования технического обслуживания и ремонта
2.1.12.1. В конструкции скрепера рекомендуется обеспечивать:
возможность агрегатного ремонта;
применение систем групповой и картерной смазки. Допускается применение индивидуальной смазки (с предпочтительным применением долговременной смазки);
ежесменное техническое обслуживание одним оператором.
2.1.12.2. Требования по приспособленности к техническому обслуживанию, а также перечень систем и узлов, подлежащих техническому обслуживанию, устанавливают в технических условиях на скреперы конкретных моделей.
2.2. Комплектность
2.2.1. В комплект скрепера входят:
комплект запасных частей и инструмента согласно ведомости ЗИП;
эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601, в том числе для самоходных скреперов: инструкция по эксплуатации, содержащая технико-эксплуатационную характеристику по ГОСТ 27536, инструкция по техобслуживанию, инструкция по монтажу, формуляр; для прицепных скреперов - паспорт по ГОСТ 2.601.
2.2.2. Прицепные скреперы могут поставляться с трактором и без трактора.
2.3. Маркировка
2.3.1. На каждом скрепере должна быть прикреплена маркировочная табличка по , содержащая следующие данные:
наименование предприятия изготовителя или его товарный знак;
индекс скрепера и его заводской номер;
обозначение нормативного документа, по которому изготавливается скрепер.
2.3.2. На каждое грузовое место должна быть нанесена транспортная маркировка по .
2.4. Упаковка
2.4.1. Требования к упаковке должны быть установлены в технических условиях на конкретные модели скреперов в соответствии с требованиями .
3.1. Для проверки качества изготовления скреперов серийного производства проводятся приемо-сдаточные и периодические испытания, объем и периодичность которых устанавливаются в технических условиях на конкретные модели скреперов. Перечень проверяемых параметров приведен в таблице .
Таблица 2
Наименование параметров |
Номер пункта методов испытаний |
Визуальный контроль |
|
Проверка функционирования элементов рабочего оборудования |
|
Проверка времени перемещения элементов ковша |
|
Контрольный заезд самоходных скреперов |
|
Испытания в условиях эксплуатации |
|
Проверка массы скрепера |
|
Проверка геометрических показателей |
|
Проверка вместимости ковша |
|
Проверка скоростей движения по передачам |
|
Проверка времени работы без дозаправки топливом |
|
Проверка показателей надежности |
|
Проверка выполнения требований эргономики и безопасности |
|
Испытания системы рулевого управления |
|
Испытания параметров поворота скрепера |
|
Проверка тормозных свойств скрепера |
|
Испытания защитных устройств кабины |
|
Проверка обзорности |
|
Проверка освещенности |
|
Проверка звуковой сигнализации |
|
Проверка уровня радиопомех (проверяют и случае, если при приемочных испытаниях уровень радиопомех был свыше 1/3 допустимых значении) |
4.1. Требования к средствам испытаний
4.1.1. Перечень средств измерений и испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводится в методике испытаний.
4.1.2. Стандартизованные средства измерений должны быть проверены в соответствии с ГОСТ 8.513, не стандартизованные аттестованы по .
4.1.3. Погрешность средств регистрации и измерений не должна быть более:
для определения линейных размеров ...... ± 0,5%
' ' угловых величин ........ ± 0,02 рад
' ' массы ........................... ± 2%
' ' времени ....................... ± 0,2 с
' ' температуры ............... ± 1 °С
' ' объем ............................±3%
' ' угловой скорости ........±2%
4.2. Подготовка к испытаниям
4.2.1. Со скрепером, предъявляемым к испытаниям, представляется, в зависимости от вида испытаний, следующая документация:
программа и методика испытаний;
эксплуатационная документация - по ГОСТ 2.601;
нормативная документация на серийно выпускаемые скреперы;
акт приемо-сдаточных испытаний (для периодических испытании);
протокол предшествующих периодических испытаний (для периодических испытаний).
4.3. Проведение испытаний
4.3.1. Визуальный контроль скреперов и их составных частей проводят без снятия и разборки агрегатов. Он включает проверку:
комплектности скрепера, в том числе, комплектности сопроводительной документации;
отсутствия видимых повреждений агрегатов и деталей, качества выполнения покрытий, сварных швов и крепежных соединений;
состояния уплотнений, отсутствия течей масла и других жидкостей;
заправки скрепера топливом, рабочими и охлаждающими жидкостями и смазочными материалами в необходимых количествах;
качества сборки и монтажа узлов и агрегатов, наличия пломб и маркировки.
Неисправности, обнаруженные при визуальном контроле, должны быть устранены.
4.3.2. Проверку функционирования элементов ковша проводят путем их последовательного перемещения в крайние положения с выдержкой не менее 30 с в каждом положении: 5 циклов для возвратно-поступательно перемещающихся элементов и 10 полных оборотов для вращающихся. При этом с помощью подключенного манометра проверяют настройку предохранительного клапана и визуально проверяют наличие зазоров между элементами, отсутствие утечек рабочей жидкости в уплотнениях и в резьбовых соединениях, оценивают плавность перемещения этих элементов.
4.3.3. Время перемещения элементов ковша проверяется в соответствии с .
4.3.4. Контрольные заезды автоскреперов проводят путем транспортного пробега порожней машины на расстояние не менее 3 км.
При этом проводится функциональная проверка работы трансмиссии, рулевой системы, тормозных свойств (без измерения количественных показателей), приборов контроля, звукового сигнала при трехкратном включении и (или) визуально.
4.3.5. Испытания скрепера в условиях эксплуатации проводятся под нагрузкой при выполнении земляных работ в различных грунтовых условиях после предварительной обкатки согласно инструкции по эксплуатации. Общее время испытаний под нагрузкой автоскрсперов не менее 300 ч; прицепных скреперов - не менее 100 ч. Рекомендуемое распределение времени испытаний по видам грунтов;
20% - разработка песка, разрыхленного грунта;
60% - разработка тяжелого суглинка и средней глины;
20% - разработка тяжелой глины и мергелей.
Учет работы скрепера следует проводить путем хронометража рабочего времени в течение испытаний.
При испытаниях в условиях эксплуатации оценивается способность выполнять рабочие функции, проверяется отсутствие подтекания топлива, рабочей и охлаждающей жидкостей, а также сохранение регулировок в механизмах.
В процессе испытаний фиксируют все неисправности скрепера.
4.3.6. Проверка массы скрепера - по .
4.3.7. Проверка геометрических показателей проводится в соответствии с .
4.3.8. Вместимость ковша скрепера проверяют по .
Примечание: Вместимость ковша проверяют в случае, если после предшествующих периодических испытании в конструкцию были внесены изменения, влияющие на вместимость ковша.
4.3.9. Скорость движения по передачам проверяют в соответствии с .
4.3.10. Проверку наработки без дозаправки топливом проводят в ходе выполнения земляных работ при обеспечении коэффициента технического использования не менее 0,85.
4.3.11. Проверка показателей надежности (80%-ный ресурс до капитального ремонта и средняя наработка на отказ) проводится на основе анализа данных подконтрольной эксплуатации.
Удельная суммарная оперативная трудоемкость плановых технических обслуживаний (ТО-1 и ТО-2) контролируют на основе данных хронометража при трехкратной имитации выполнения каждой операции всех видов технического обслуживания, проведение которых предусмотрено эксплуатационной документацией на машину.
Среднюю суммарную оперативную трудоемкость в чел. ч на час подсчитывают по формуле
,
где Sто1, S2 - трудоемкость первого и второго технических обслуживаний;
to1, to2 - периодичность первого и второго технических обслуживаний в часах.
Примечание. Проверку трудоемкости технических обслуживании проводят и случае, если после предшествующих испытаний в конструкцию были внесены изменения, влияющие на трудоемкость технических обслуживаний.
4.3.12. Проверка выполнения требований эргономики и безопасности проводится в соответствии с .
4.3.13. Испытания защитных устройств кабины скрепера - по .
4.3.14. Система рулевого управления самоходных скреперов проверяется в соответствии с .
4.3.15. Параметры поворота самоходных скреперов проверяют в соответствии с .
4.3.16. Проверка тормозных свойств проводится в соответствии с .
4.3.17. Обзорность проверяют путем оценки возможности наблюдения с рабочего места машиниста рабочих органов скрепера в основных технологических и транспортных положениях, а также наблюдения за дорогой при передвижении.
Испытания проводят на ровной твердой горизонтальной площадке на неподвижной машине, при опущенном на грунт ковше, а также при транспортном положении ковша.
Примечание. Проверку обзорности с рабочего места проводят в случае, если после предшествующих периодических испытании в конструкцию были внесены изменения, влияющие на обзорность.
4.3.18. Проверку освещенности проводят определением освещенности собственными осветительными устройствами рабочего органа машины в зоне его действия и окружающего пространства в зоне работы машины. Испытания включают в себя измерение уровня освещенности рабочих органов во всех технологических положениях и места работы, а также участка дороги на 20 м впереди машины, находящейся в транспортном положении. Измерения проводят в темное время суток на неподвижной машине при работе двигателя на номинальных оборотах и при полном включении всех осветительных устройств. Прибор для измерения освещенности устанавливают на поверхности ковша, наиболее близкой к источнику света и периодически перемещают ковш из одного крайнего положения в другое. При определении освещенности дороги прибор устанавливают на 20 м впереди машины. Освещенность замеряется на уровне опорной поверхности.
Примечание. Проверку освещенности проводят в случае, если после предшествующих периодических испытаний в конструкцию были внесены изменения, влияющие на освещенность.
4.3.19. Проверка звуковой сигнализации - по ГОСТ 29292.
4.3.20. Проверка уровня радиопомех - по ГОСТ 16842. 4.4. Оформление результатов испытаний.
4.4.1. Результаты испытаний оформляются протоколами и актами испытании.
5.1. Транспортирование скрепера осуществляется любым видом транспорта в соответствии с правилами, действующими на данном виде транспорта и требованиями .
5.2. Транспортирование по железной дороге скреперов с вместимостью ковша до 8м включительно осуществляется без разборки в пределах установленного габарита в соответствии с 'Техническими условиями погрузки и крепления грузов' МПС СССР. Для скреперов с ковшом большей вместимости предприятие-изготовитель согласовывает с МПС габариты погрузки и степени негабаритности.
5.3. Требования к хранению скреперов устанавливаются в технических условиях на конкретные модели скреперов в соответствии с требованиями и ГОСТ 7751.
5.4. Требования к консервации скреперов устанавливаются в технических условиях на конкретные модели скреперов в соответствии с требованиями .
6.1. Требования к эксплуатации скреперов - по .
6.2. В эксплуатационной документации должен быть указан перечень инструментов по для обслуживания скрепера, а также перечень приборов для обслуживания скрепера в соответствии с .
6.3. В ремонтной документации должен быть указан перечень механических съемников, приспособлений и переходников в соответствии с .
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие скреперов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, хранения и транспортирования, установленных настоящим стандартом и эксплуатационной документацией.
7.2. Гарантийный срок эксплуатации скреперов - не менее 12 мес. со дня ввода в эксплуатацию. Гарантийная наработка - 2000 ч.
Гарантийный срок эксплуатации на комплектующие изделия устанавливается в стандартах и (или) технических условиях на них.
ПРИЛОЖЕНИЕОбязательное
SIP - контрольная точка сиденья - по ГОСТ 27715
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН ТК 295 'Машины землеройные'
РАЗРАБОТЧИКИ Э.Г. Ронинсон, И.Л. Бутрин, В.И. Фарафонов, Е.Л. Востокова
2. ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 4 от 21.10.93)
3. Взамен ГОСТ 27007-87, ГОСТ 13262-79
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 2.601-68 |
, |
ГОСТ 8.513-84 |
|
ГОСТ 9.014-78 |
, |
ГОСТ 9.032-74 |
|
ГОСТ 9.104-79 |
|
ГОСТ 12.2.011-75 |
, |
ГОСТ 12.3.033-84 |
|
ГОСТ 17.2.202-86 |
|
ГОСТ 17.2.205-86 |
|
ГОСТ 3481-79 |
|
ГОСТ 3940-84 |
|
ГОСТ 7751-85 |
|
ГОСТ 8769-75 |
|
ГОСТ 14192-77 |
|
ГОСТ 15150-69 |
|
ГОСТ 16842-82 |
|
ГОСТ 17595-88 |
|
ГОСТ 17822-91 |
|
ГОСТ 18509-88 |
|
ГОСТ 19853-74 |
|
ГОСТ 25044-81 |
|
ГОСТ 25646-83 |
|
ГОСТ 27251-87 |
|
; ; ; | |
; | |
ГОСТ 27254-87 |
; |
ГОСТ 27255-87 |
|
ГОСТ 27257-87 |
|
ГОСТ 27259-87 |
|
ГОСТ 27518-87 |
|
ГОСТ 27533-87 |
|
ГОСТ 27534-87 |
|
ГОСТ 27536-87 |
, |
ГОСТ 27714-88 |
, |
ГОСТ 27715-88 |
Приложение |
ГОСТ 27718-88 |
|
ГОСТ 27719-88 |
, |
ГОСТ 27720-88 |
|
ГОСТ 27920-88 |
|
ГОСТ 27921-88 |
|
ГОСТ 27922-88 |
|
ГОСТ 28632-90 |
|
ГОСТ 28633-90 |
|
ГОСТ 28769-90 |
; |
ГОСТ 28771-90 |
|
ГОСТ 28983-91 |
|
ГОСТ 29292-92 |
; |
СОДЕРЖАНИЕ
2. Технические требования 3. Приемка 4. Методы испытаний 5. Транспортирование и хранение 6. Указания по эксплуатации 7. Гарантии изготовителя Приложение Места крепления ремня безопасности |