ГОСТ 28296-89
Краны мачтовые. Требования безопасности
Обозначение | ГОСТ 28296-89 |
Заглавие на русском языке | Краны мачтовые. Требования безопасности |
Заглавие на английском языке | Derrick cranes. Safety requirements |
Дата введения в действие | 01.01.1991 |
ОКС | 53.020.20 |
Код ОКП | 483500 |
Код КГС | Г07 |
Индекс рубрикатора ГРНТИ | 555131;550193 |
Аннотация (область применения) | Настоящий стандарт распространяется на мачтовые краны, а также на грузоподъемные устройства, работающие по принципу мачтовых кранов, например стрелы, прикрепленные к зданиям, закрепленные канатами мачты без стрелы и т.д., и устанавливает к ним требования безопасности. Настоящий стандарт не распространяется на плавучие краны |
Ключевые слова | подъемно-транспортное оборудование; плавучие краны; требование безопасности; |
Вид стандарта | Стандарты на продукцию (услуги) |
Документ внесен организацией СНГ | Минтяжмаш СССР |
Управление Ростехрегулирования | 220 - Управление стандартизации и сертификации в машиностроении |
Разработчик МНД | Российская Федерация |
Межгосударственный ТК | 209 - Лифты и строительные подъемники |
Дата последнего издания | 01.03.2006 |
Номер(а) изменении(й) | переиздание |
Количество страниц (оригинала) | 7 |
Организация - Разработчик | Минтяжмаш СССР |
Статус | Действует |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КРАНЫ МАЧТОВЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСТ 28296-89
(СТ СЭВ 6555-88)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Требования безопасности Derrick cranes. Safety requirements |
ГОСТ (СТ СЭВ 6555-88) |
Срок действия с 01.01.91
до 01.01.96
Настоящий стандарт распространяется на мачтовые краны (далее - краны), а также на грузоподъемные устройства, работающие по принципу мачтовых кранов, например стрелы, прикрепленные к зданиям, закрепленные канатами мачты без стрелы и т.д., и устанавливает к ним требования безопасности.
Стандарт не распространяется на плавучие краны.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯКраны, их конструкция и оборудование должны соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортерхнадзором СССР, с учетом требований настоящего стандарта.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЯКОРЯМ . Якоря, закладываемые в грунте, должны быть изготовлены из стали и обеспечивать соответствующую прочность в течение всего времени работы. Применение для этой цели стальных канатов не допускается.. Якоря должны быть защищены от коррозии. У якорей, расположенных в грунте, натяжной канат и место его присоединения не должны находиться в грунте.
. Оттяжки якорей должны крепиться к якорям в направлении усилий с помощью
. Порядок и глубина заложения якорей с учетом характеристик грунта должны быть указаны в инструкции по эксплуатации крана. При этом должно быть учтено, как минимум, следующее:
максимальная глубина выемки грунта;
положение стенок ямы;
требования к заполнению ямы грунтом;
мероприятия, проводимые при наличии грунтовых вод;
мероприятия, назначаемые при отклонении направления тягового усилия от расчетного.
. В случае, когда для крепления одного натяжного каната используются два якоря, должно быть обеспечено равномерное распределение нагрузки на каждый якорь. . Коэффициент запаса устойчивости против вырывания якоря из грунта (Ку) должен быть не менее 2,0 и определяться по формуле
,
где F1 - максимальное статическое тяговое усилие от прикрепленных к якорю натяжных канатов, Н;
F2 - сила сопротивления грунта вырыванию якоря, Н.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНДАМЕНТНОЙ РАМЕ . Фундаментная рама должна быть выполнена так, чтобы возникающие из-за нагрузки деформации не привели к превышению применяемого в расчете удельного давления на грунт.Удельное давление на грунт не должно превышать 10 Н/см2.
. На фундаментной раме должны быть предусмотрены места для крепления устройств, предотвращающих изменение положения рамы в вертикальном и горизонтальном направлениях. Должны быть также предусмотрены места для крепления устройств, обеспечивающих поворот и перемещение крана. При этом должно быть учтено, что прикрепленный к одному заднему углу фундаментной рамы тяговый канат для поворота образует с продольной кромкой рамы угол от 0,786 рад (45°) до 1,571 рад (90°). . На фундаментной раме должны быть предусмотрены места, к которым могут прикрепляться грузовые крюки при круто стоящей стреле во время поворота или перемещения крана. Места прикрепления должны быть расположены перед пятой стрелы. 4. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ . Требования к мачте и стреле. Мачта должна крепиться к фундаментной раме шарнирно.
Поворотные мачты должны вращаться вдоль трех осей, неподвижные - вдоль двух горизонтальных осей, а А-образные мачты - вдоль одной горизонтальной оси.
Мачты треугольного типа (треноги) и башни должны образовывать с фундаментной рамой жесткую пространственную конструкцию.
. Предельное отклонение поворотной мачты от вертикали не должно превышать 5 %.Краны, стрела которых прикреплена к поворотной мачте, поворачиваемой с помощью центрального механизма поворота на угол от 3,142 рад (180°) до 6,283 рад (360°), должны иметь устройство для постоянного контроля вертикального положения ее оси вращения при нагрузке крана.
. Краны, пята стрелы которых установлена отдельно от пяты мачты, должны иметь устройство для контроля наклона оси вращения (соединительной линии между пятой стрелы и центром устройства на вершине мачты для прикрепления натяжных канатов) назад на угол от 0 рад (0°) до 0,0524 рад (3°) при нагрузке крана. . Требования к несущим органам и натяжным устройствам . В качестве стыковых соединений канатов допускаются:заплетка;
клиновой замок с канатными зажимами на конце каната;
двухрядный роликовый коуш, имеющий не менее пяти канатных зажимов на каждом конце каната;
коуш, имеющий не менее пяти канатных зажимов на конце каната.
. Для крепления натяжных канатов и канатов поворота должны применяться клиновые замки с канатными зажимами на конце каната или роликовые коуши (D/d 4), имеющие не менее пяти зажимов на конце каната. . Для канатов поворота и передних натяжных канатов должны быть предусмотрены отдельные якоря в грунте. . Если допускаются зоны поворота до 2,618 рад (150°), то каждый передний натяжной канат должен выдерживать грузоподъемность минимум в 2 раза большую, чем один задний натяжной канат. Если для передней оттяжки применяют более одного натяжного каната, то все якоря должны быть расположены перед поперечной осью пяты мачты и быть равномерно нагружены. . Натяжной угол (угол между направлением тягового усилия натяжного каната и горизонтальной плоскостью) должен быть не более 0,872 рад (45°). . Отклонение направления тягового усилия у якоря (угол между нормалью к балке или плите якоря и направлением тягового усилия натяжного каната) не должно превышать ±0,262 рад (15°). . Натяжные канаты должны иметь коэффициент запаса прочности не менее 4,5. Коэффициент запаса прочности (Кп) определяется по формуле
,
где Р - разрывное усилие каната, Н;
S - максимальное статическое тяговое усилие в канате, H.
. Предварительное удельное натяжение в задних натяжных канатах должно быть не менее 60 Н/мм2. . Требования к приводным механизмам и устройствам безопасности . Приводные механизмы должны быть надежно закреплены. . Крюковые подвески или канатный блок с крюком, применяемые в качестве обводных роликов, должны быть предохранены от отцепления. . У кранов с механизмом поворота и механизмом изменения вылета с двигателем тяговое усилие в канатах поворота должно быть ограничено с помощью устройств безопасности (предохранитель каната поворота). При достижении предельного значения этого усилия должны быть выключены все механизмы. Перед срабатыванием предохранителя каната поворота должен включаться световой или звуковой предупредительный сигнал. . Для передвигающихся с грузом кранов действительны также соответствующие требования, установленные в других стандартах для кранов стрелового типа. . Требование к месту управления краном . Управление краном должно осуществляться из кабины или с поста управления. . В случае отсутствия кабины зона, необходимая для управления краном, должна иметь жесткое перекрытие для безопасного пребывания там человека. Находящиеся в этой зоне канаты и обводные ролики должны иметь ограждение. . Допускается оборудовать кран центральным постом управления (управление осуществляется одним человеком) при выполнении следующих условий:тяговое усилие в канатах поворота ограничено с помощью устройства безопасности - предохранителя усилия поворота;
скорость каната в механизме поворота не более 0,125 м/с;
предусмотрена возможность одновременного управления механизмом поворота и механизмом изменения вылета.
. Требования к электрооборудованиюПодвод электроэнергии к крану должен быть оборудован отдельным выключателем, снабженным приспособлением для запирания его в отключенном положении.
5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ . Испытания крана должны проводиться после его монтажа.. Испытание параметров должно включать проверку угла и скорости поворота.
. При внешнем осмотре необходимо контролировать:
правильность монтажа секций мачты и стрелы;
положение и установку якорей, заложенных в грунт, места закладки якорей, обводные ролики лебедки согласно монтажному чертежу;
предохранение применяемых в качестве обводных роликов крюковых подвесок и канатных блоков от расцепления.
. При функциональном испытании без нагрузки должны проверяться:ограничение движения каната поворота;
навивка канатов на барабаны лебедок;
опирание фундаментной рамы и ее горизонтальное положение;
натяжной угол, направление тягового усилия и предварительное удельное натяжение натяжных канатов.
. При статическом испытании должно контролироваться:положение оси поворота крана;
отсутствие трещин в грунте у якорей, заложенных в грунт, а также состояние других мест анкерных креплений;
состояние закреплений концов канатов канатными зажимами;
отсутствие проседания грунта под фундаментной рамой.
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАСПОРТУ И ПРИЛАГАЕМОЙ К НЕМУ ДОКУМЕНТАЦИИ . Паспорт должен содержать следующие данные:условный угол поворота оси к вертикали и зону допусков на этот параметр;
значение предварительного удельного натяжения в натяжных канатах;
угол поворота стрелы и крана;
максимальное давление на грунт под фундаментной рамой;
максимальное тяговое усилие в натяжных канатах с учетом допускаемого отклонения угла натяжения и направления тягового усилия;
значение усилия срабатывания предохранителя каната поворота.
. В прилагаемой к паспорту документации должны содержаться:чертежи монтажа и установки с данными всех натяжных и приводных канатов и их расположением, вид крепления концов канатов, вид и положение лебедок и обводных роликов, данные о положении якорей, заложенных в грунт, и других мест анкерного крепления;
план и указания по опиранию фундаментной рамы;
данные о якорях, заложенных в грунт, их закладка и несущая способность при различных характеристиках грунта, углов натяжения и направлений тяговых усилий натяжных канатов. Данные о других якорях и требования к местам анкерного крепления;
данные о возможных перемещениях и повороте фундаментной рамы;
требования к грунту.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССРРАЗРАБОТЧИКИ
А. С. Липатов, Н. М. Колпаков
. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета по управлению качеством и стандартам от 23.10.89 № 3136 . Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 6555-88. . ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕСОДЕРЖАНИЕ
6. Дополнительные требования к паспорту и прилагаемой к нему документации |