ГОСТ Р 1.0-2004
Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
Обозначение | ГОСТ Р 1.0-2004 |
Заглавие на русском языке | Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения |
Заглавие на английском языке | Standardization in the Russian Federation. Basic provisions |
Дата введения в действие | 01.07.2005 |
ОКС | 01.120 |
Код КГС | Т50 |
Аннотация (область применения) | Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации. Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в Российской Федерации разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами. При использовании настоящего стандарта применительно к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работам, услугам), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимой к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, изложенные в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки указанных документов |
Ключевые слова | стандартизация; цели стандартизации; принципы стандартизации; документы по стандартизации; виды стандартов; международное сотрудничество; применение документов в области стандартизации; информация о документах в области стандартизации; |
Вид стандарта | Основополагающие стандарты |
Дескрипторы (английский язык) | standardization, Russian Federation, basic provisions, normative documents, international cooperation |
Обозначение заменяемого(ых) | ГОСТ Р 1.0-92 |
Нормативные ссылки на: ГОСТ | ГОСТ Р 1.2-2004;ГОСТ Р 1.4-2004;ГОСТ Р 1.5-2004;ГОСТ Р 1.8-2004;ГОСТ Р 1.9-2004;ГОСТ Р 1.12-2004;ГОСТ 1.1-2002 |
Документ внесен организацией СНГ | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Управление Ростехрегулирования | 000 - Управление стандартизации |
Дата последнего издания | 01.04.2007 |
Номер(а) изменении(й) | переиздание |
Входит в сборник | Стандартизация в Российской Федерации |
Количество страниц (оригинала) | 12 |
Организация - Разработчик | Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт) |
Статус | Действует |
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО
ПОТЕХНИЧЕСКОМУРЕГУЛИРОВАНИЮИМЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ |
ГОСТ Р |
СтандартизациявРоссийскойФедерации
Основныеположения
Москва
ИПКИздательствостандартов
2005
Предисловие
ЦелиипринципыстандартизациивРоссийскойФедерацииустановленыФедеральнымзакономот 27 декабря2002 г. №184-ФЗ«Отехническомрегулировании»
Сведенияостандарте
1РАЗРАБОТАНФедеральнымгосударственнымунитарнымпредприятиемВсероссийскийнаучно-исследовательскийинститутстандартизации(ФГУПВНИИстандарт)
2ВНЕСЕНУправлениемтехническогорегулированияистандартизацииФедеральногоагентства потехническомурегулированиюиметрологии
3УТВЕРЖДЕНИВВЕДЕНВДЕЙСТВИЕПриказомФедеральногоагентствапотехническому регулированиюиметрологииот30 декабря2004 г. №152-ст
4ВЗАМЕНГОСТ Р 1.0-92
ГОСТ Р 1.0-2004
НАЦИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
СтандартизациявРоссийскойФедерации Основныеположения Standardization in the Russian Federation. Basic provisions |
Датавведения-2005-07-01
1Область применения
Настоящийстандартустанавливаетобщиеправилаформирования, веденияипримененияположенийсистемыстандартизациивРоссийскойФедерации.
ПоложенияосновополагающихстандартовсистемыстандартизациивРоссийскойФедерации разработаныдляпримененияфедеральнымиорганамиисполнительнойвласти, субъектамихозяйственнойдеятельности, техническимикомитетамипостандартизации, общественнымиобъединениямии заинтересованнымилицами.
Прииспользованиинастоящегостандартаприменительнокобороннойпродукции(работам, услугам), поставляемойдляфедеральныхгосударственныхнуждпогосударственномуоборонномузаказу, продукции(работам, услугам), используемойвцеляхзащитысведений, составляющихгосударственную тайну, илиотносимойкохраняемойвсоответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерацииинформацииограниченногодоступа, продукции(работам, услугам), сведенияокоторойсоставляютгосударственнуютайну, учитываюттакжедополнительныетребования, изложенныевспециальныхстандартах, устанавливающихправиларазработкиуказанныхдокументов.
Примечание-ВнастоящемстандартепримененытерминыпоГОСТ 1.1иГОСТ Р 1.12.
2Нормативные ссылки
Внастоящемстандартеиспользованынормативныессылкинаследующиестандарты:
ГОСТ 1.1-2002Межгосударственнаясистемастандартизации. Терминыиопределения
ГОСТ Р 1.2-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. СтандартынациональныеРоссийскойФедерации. Правиларазработки, утверждения, обновленияиотмены
ГОСТ Р 1.4-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Стандартыорганизаций. Общие положения
ГОСТ Р 1.5-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. СтандартынациональныеРоссийскойФедерации. Правилапостроения, изложения, оформленияиобозначения
ГОСТ Р 1.8-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Стандартымежгосударственные. ПравилапроведениявРоссийскойФедерацииработпоразработке, применению, обновлениюипрекращениюприменения
ГОСТ Р 1.9-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Знаксоответствиянациональным стандартамРоссийскойФедерации. Изображение. Порядокприменения
ГОСТ Р 1.12-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Терминыиопределения
Примечание-Припользованиинастоящимстандартомцелесообразнопроверитьдействиессылочныхстандартоввинформационнойсистемеобщегопользования-наофициальномсайтенациональногооргана РоссийскойФедерациипостандартизациивсетиИнтернетилипоежегодноиздаваемомуинформационному указателю«Национальныестандарты», которыйопубликованпосостояниюна1 январятекущегогода, ипо соответствующимежемесячноиздаваемыминформационнымуказателям, опубликованнымвтекущемгоду. Если ссылочныйдокументзаменен(изменен), топрипользованиинастоящимстандартомследуетруководствоваться замененным(измененным) документом. Еслиссылочныйдокументотмененбеззамены, тоположение, вкотором данассылкананего, применяетсявчасти, незатрагивающейэтуссылку.
3Цели стандартизации
3.1. Стандартизацияосуществляетсявцелях:
3.1.1. Повышенияуровнябезопасности:
- жизнииздоровьяграждан;
- имуществафизическихиюридическихлиц;
- государственногоимуниципальногоимущества;
- вобластиэкологии;
- жизнииздоровьяживотныхирастений;
- объектовсучетомрискавозникновениячрезвычайныхситуацийприродногоитехногенного характера.
3.1.2. Обеспечения:
- конкурентоспособностипродукции, работ, услуг;
- научно-техническогопрогресса;
- рациональногоиспользованияресурсов;
- совместимостиивзаимозаменяемоститехническихсредств(машиниоборудования, ихсоставныхчастей, комплектующихизделийиматериалов);
- информационнойсовместимости;
- сопоставимостирезультатовисследований(испытаний) иизмеренийтехническихиэкономико-статистическихданных;
- сравнительногоанализахарактеристикпродукции;
- государственныхзаказов, внедренияинноваций;
- подтверждениясоответствияпродукции(работ, услуг);
- решенийарбитражныхспоров;
- судебныхрешений;
- выполненияпоставок.
3.1.3. Создания:
- системклассификацииикодированиятехнико-экономическойисоциальнойинформации;
- системкаталогизациипродукции;
- системобеспечениякачествапродукции;
- системпоискаипередачиданных;
- доказательнойбазыиусловийвыполнениятребованийтехническихрегламентов.
3.1.4. Содействияпроведениюработпоунификации.
4Принципы стандартизации
4.1. ОсновныепринципыстандартизациивРоссийскойФедерации, обеспечивающиедостижение целейизадачееразвития, заключаютсяв:
- добровольностиприменениястандартов;
- достиженииприразработкеипринятиистандартовконсенсусавсехзаинтересованныхсторон;
- использованиимеждународныхстандартовкакосновыразработкинациональныхстандартов;
- комплексностистандартизациидлявзаимосвязанныхобъектов;
- недопустимостиустановлениявстандартахтребований, противоречащихтехническимрегламентам;
- установлениитребованийвстандартах, соответствующихсовременнымдостижениямнауки, техникиитехнологийсучетомимеющихсяограниченийпоихреализации;
- установлениитребованийвстандартах, обеспечивающихвозможностьобъективногоконтроля ихвыполнения;
- четкостииясностиизложениястандартов, стемчтобыобеспечитьоднозначностьпониманияих требований;
- исключениидублированияразработокстандартовнаидентичныепофункциональномуназначениюобъектыстандартизации;
- недопустимостисозданияпрепятствийпроизводствуиобращениюпродукции, выполнению работиоказаниюуслугвбольшейстепени, чемэтоминимальнонеобходимодлявыполненияцелей стандартизации;
- доступностипредставленияинформациипостандартамвсемзаинтересованнымлицам, за исключениемоговоренныхзаконодательствомслучаев.
4.2. Национальныйстандартприменяютнадобровольнойоснове. Обязательностьсоблюдения национальныхстандартовнаступаетприпрямомуказаниинаэтовдействующемзаконодательстве, договорах, контрактах, правомернопринятыхнормативныхдокументахфедеральныхоргановисполнительнойвластиилипредприятийлюбыхформсобственности.
Обязательностьсоблюдениятребованийнациональныхстандартов, принятыхдо1 июля 2003 года, сохраняется(допринятиясоответствующихтехническихрегламентов) вчасти:
- защитыжизниилиздоровьяграждан, имуществафизическихилиюридическихлиц, государственногоилимуниципальногоимущества;
- охраныокружающейсреды, жизниилиздоровьяживотныхирастений;
- предупреждениядействий, вводящихвзаблуждениеприобретателей, инеобходимостигосконтроля(госнадзора) заихсоблюдением.
4.3. Международныеирегиональныестандартыотражаютпередовойопытэкономическиразвитых странмира, результатынаучныхисследований, требованияширокогокругапотребителейигосударственныхоргановипредставляютсобойправила, общиепринципыилихарактеристикидлябольшинства стран, поэтомуприменениемеждународных(региональных) стандартовприразработкенациональных стандартовявляетсяоднимизважныхусловийвыходаотечественнойпродукциинамировойрынок.
4.4. Преимущественноеиспользованиемеждународныхстандартовкаксоставнойчасти(основы) разработкинациональныхстандартовдолжноиметьместокактаковое, заисключениемслучаев, когда такоеприменениепризнаноневозможнымвследствиенесоответствиятребованиймеждународных стандартовклиматическимигеографическимособенностямРоссийскойФедерации, техническими(или) технологическимособенностямилипоинымоснованиям, либоРоссийскаяФедерациявсоответствии сустановленнымипроцедурамивыступилапротивмеждународногостандартаилиотдельногоего положения.
4.5. Продукция, соответствующаятребованиямнациональныхстандартовлибомеждународныхи региональныхстандартовприотсутствиисоответствующегонационального, имеетприоритетноеприменениеприформированиигосударственныхконтрактовнаееразработку, производствоипоставку.
4.6. Открытостьпроцессовразработкинациональныхстандартовдолжнаобеспечиватьсянавсех стадиях, начинаяотпланирования, разработкидопринятиястандарта. Этодостигается:
- публикациейпрограммразработкинациональныхстандартовиуведомленийобихразработке, завершениипубличногообсужденияиутверждении;
- публичностьюобсужденияпроектовнациональныхстандартов;
- единствоминепротиворечивостьюправилразработкииутверждениянациональныхстандартов собязательнойэкспертизойвсехпроектовстандартов.
4.7. Разработканациональныхстандартовдолжнавыполнятьсяоткрытосучастиемтехнических комитетовпостандартизации, объединяющихнадобровольнойосновенаиболеекомпетентныеюридическиеи/илифизическиелица, заинтересованныевстандартизациитогоилииногообъекта.
4.8. Официальнаяинформацияоразрабатываемыхиутвержденныхнациональныхстандартах, а такжесамистандартыдолжныбытьдоступныдляпользователей, заисключениемоговоренныхзаконодательствомслучаев.
4.9. Национальныестандартыдолжныутверждатьсяприотсутствиисерьезныхвозраженийпо существеннымвопросамуквалифицированногобольшинствасторон, т.е. приобщемсогласии(консенсусе). Этодостигаетсяврезультатепроцедурыпубличногообсужденияпроектастандарта, прикоторой учитываютсямнениявсехсторонисближаютсянесовпадающиеточкизрения. Приэтомпринимаютво вниманиевсезамечания, посколькуучаствующиевобсуждениистороныравноправны.
4.10. Целесообразностьразработкинациональныхстандартовопределяетсяихсоциальной, экономическойитехническойзначимостьюиприемлемостьюприприменении, которыемогутбытьвсвою очередьобусловленыпринятиемтехническихрегламентов. ДопринятиярешенияоразработкенациональногостандартадолжнабытьоцененавозможностьприменениявРоссийскойФедерациидействующегомеждународногоирегиональногостандарта, распространяющегосянасоответствующийобъект стандартизации.
4.11. Изложениенациональныхстандартовдолжнобытьчеткимиясным, адляобеспечения однозначногопониманияихтребований:
- содержаниеразрабатываемыхстандартовнедолжноповторятьипротиворечитьтребованиям взаимосвязанныхснимидействующихнафедеральномуровненормативных, правовыхдокументови техническихрегламентов;
- внациональныхстандартахдолжныбытьприведенысведенияотехническихрегламентах, выполнениекоторыхобеспечиваетсяприсоблюдениитребованийданногонациональногостандарта;
- принимаемыестандартыдолжныбытьпригодныдляподтверждениясоответствия, втомчисле дляпроведенияработпосертификации.
4.12. Недопускаетсядублированиеразработокстандартовнаидентичныепофункциональному назначениюобъектыстандартизации.
4.13. Требованиянациональныхстандартовдолжныустанавливатьсянаосновеиспользования современныхдостиженийнауки, технологииипрактическогоопытасучетомпоследнихредакций международныхстандартовилиихпроектовиобеспечиватьоптимальнуюстепеньупорядоченияи максимальновозможнуюэффективностьвопределеннойобласти, несдерживаяинициативупользователейстандартоввосвоенииновыхвидовпродукции, процессовиуслуг.
4.14. Припроведенииработпонациональнойстандартизациинеобходимообеспечитьцеленаправленноеипланомерноеустановлениеиприменениесистемывзаимоувязанныхтребованийкакк самомуобъектустандартизациивцеломиегосоставнымчастям, такикдругимматериальными нематериальнымфакторам, влияющимнаобъектстандартизации, путемсогласованияихпоказателей, нормитребований.
5Организация работ по стандартизации
5.1. Организациюработпостандартизацииосуществляетнациональныйорганпостандартизации РоссийскойФедерации(далее-национальныйорганпостандартизации). ПравительствоРоссийской Федерацииопределяеторган, уполномоченныйнаисполнениефункцийнациональногоорганапо стандартизации.
ФункциинациональногоорганапостандартизациивозложеныПравительствомРоссийскойФедерациинаФедеральноеагентствопотехническомурегулированиюиметрологии[1].
5.2. Национальныйорганпостандартизациивыполняетследующиефункции:
- утверждениенациональныхстандартов;
- принятиепрограммразработкинациональныхстандартов;
- организациюэкспертизыпроектовнациональныхстандартов;
- обеспечениесоответствиянациональнойсистемыстандартизацииинтересамнациональной экономики, состояниюматериально-техническойбазыинаучно-техническомупрогрессу;
- осуществлениеучетанациональныхстандартов, правилстандартизации, нормирекомендаций вэтойобластииобеспечениеихдоступностизаинтересованнымлицам;
- созданиетехническихкомитетовпостандартизацииикоординациюихдеятельности;
- организациюопубликованиянациональныхстандартовиихраспространение;
- участиевсоответствиисуставамимеждународныхорганизацийвразработкемеждународных стандартовиобеспечениеучетаинтересовРоссийскойФедерацииприихпринятии;
- утверждениеизображениязнакасоответствиянациональнымстандартам;
- представлениеРоссийскойФедерациивмеждународныхорганизациях, осуществляющихдеятельностьвобластистандартизации.
5.3. Организацияиразработканациональныхстандартов, согласование, организацияэкспертизы национальныхстандартов, втомчислепредставленныхсубъектамихозяйственнойдеятельности, осуществляютсятехническимикомитетамипостандартизации; непосредственнымразработчикомстандартаможетбытьлюбоелицоилирабочаягруппа, состоящаяизпредставителейзаинтересованных сторон.
Всоставтехническихкомитетовпостандартизациинапаритетныхначалахидобровольнойоснове могутвходитьпредставителифедеральныхоргановисполнительнойвласти, научныхорганизаций, саморегулируемыхорганизаций, общественныхобъединенийпредпринимателейипотребителей.
Правиласоздания, формированияифункционированиятехническихкомитетовпостандартизации устанавливаетнациональныйорганпостандартизациивсоответствиистиповымположениемотехническомкомитетепостандартизации[2].
Заседаниятехническихкомитетовпостандартизацииявляютсяоткрытыми, еслинесвязаныс обсуждениемпроблем, отнесенныхдействующимзаконодательствомкинформацииограниченного доступа. Впоследнемслучаепорядокдопусканазаседаниятехническихкомитетовопределяется законодательствомвобластисохранениягосударственнойтайны.
6Документы в области стандартизации и требования к ним
6.1. Кдокументамвобластистандартизации, используемымнатерриторииРоссийскойФедерации, относятся:
- национальныестандарты;
- национальныевоенныестандарты;
- межгосударственныестандарты, введенныевдействиевРоссийскойФедерации;
- правиластандартизации, нормыирекомендациивобластистандартизации;
- общероссийскиеклассификаторытехнико-экономическойисоциальнойинформации, применяемыевустановленномпорядке;
- стандартыорганизаций.
6.2. Национальныестандартыразрабатывают, утверждают, обновляютиотменяютвсоответствии сГОСТ Р 1.2.
Национальныйстандартприменяютдобровольно, послечеговсееготребованиястановятся обязательнымидлясоблюдения.
Применениенациональногостандартанапродукцию, работыиуслугиподтверждаетсязнаком соответствиянациональномустандартупоГОСТ Р 1.9.
6.3. Общиеправилапостроения, изложения, оформленияиобозначениянациональныхстандартов, атакжетребованиякихсодержанию-поГОСТ Р 1.5.
6.4. Разработчикдокументавобластистандартизациивправедобровольноотказатьсяотавторскогоправанадокумент, атакжепередатьправанаизданиеираспространениеэтогодокумента национальномуорганупостандартизацииподоговору(соглашению) опередачеправ.
6.5. Национальныестандарты, содержащиепатентованныетребования, применяютвсоответствииснормамидействующегозаконодательства.
Экспертизунапатентнуючистотупроводиттехническийкомитетпостандартизации, который представляетпроектстандартанаутверждениевнациональныйорганпостандартизации.
6.6. Проведениеэкспертизыпроектовнациональныхстандартовилиизмененийкним, устанавливающихосновополагающиетребования, обеспечивающиебезопасностьпроизводстваиприменения продукции, совместимостьивзаимозаменяемостьтехническихсредств, защитунациональныхинтересовинациональнуюбезопасность, осуществляютнаучныеорганизации, уполномоченныенациональныморганомпостандартизации.
6.7. Общероссийскиеклассификаторытехнико-экономическойисоциальнойинформации(далее -общероссийскиеклассификаторы) -документывобластистандартизации, распределяющиетехнико-экономическуюисоциальнуюинформациювсоответствиисееклассификационнымипризнакамина классификационныегруппировки(классы, группы, виды) иявляющиесяобязательнымидляприменения присозданиигосударственныхинформационныхсистемиинформационныхресурсовипримежведомственномобменеинформацией.
Разработку, принятие, введениевдействие, ведениеиприменениеобщероссийскихклассификаторовтехнико-экономическойисоциальнойинформациивсоциально-экономическойобласти(втом числевобластипрогнозирования, статистическогоучета, банковскойдеятельности, налогообложения, примежведомственноминформационномобмене, созданииинформационныхсистемиинформационныхресурсов) осуществляютвсоответствиисПоложением, утвержденнымПравительствомРоссийской Федерации[3].
6.8. Программыразработкинациональныхстандартовсоставляютвпорядке, устанавливаемом национальныморганомпостандартизации.
6.9. Стандартыорганизаций, втомчислекоммерческих, общественных, научных; саморегулируемыхорганизаций; объединенийюридическихлицмогутразрабатыватьсяиутверждатьсяимисамостоятельноисходяизнеобходимостипримененияэтихстандартов: дляцелей, указанныхвразделе3настоящегостандарта; длясовершенствованияпроизводстваиобеспечениякачествапродукции, выполненияработ, оказанияуслуг, атакжедляраспространенияииспользованияполученныхвразличных областяхзнанийрезультатовисследований(испытаний), измеренийиразработок.
Порядокразработки, утверждения, учета, измененияиотменыстандартоворганизацийустанавливаетсяимисамостоятельносучетомположенийраздела4 настоящегостандартаиГОСТ Р 1.4.
Проектстандартаорганизацииможетпредставлятьсяразработчикомвтехническийкомитетпо стандартизации, которыйорганизуетпроведениеэкспертизыданногопроекта. Наоснованиирезультатовэкспертизыданногопроектатехническийкомитетпостандартизацииготовитзаключение, которое направляетразработчикупроектастандарта.
Стандартыорганизацийприменяютсяравнымобразомивравноймеренезависимоотстраныи (или) местапроисхожденияпродукции, осуществленияпроцессовпроизводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациииутилизации, выполненияработиоказанияуслуг, видовилиособенностей сделоки(или) лиц.
6.10. Припроведенииэкспертизыстандартовпроводятоценкуихтехническогоуровнядляобеспеченияинтересовнациональнойэкономикиибезопасности.
7Виды стандартов
7.1. Взависимостиотобъектаиаспектастандартизации, атакжесодержанияустанавливаемых требованийразрабатываютсястандартыследующихвидов:
- стандартынапродукцию;
- стандартынапроцессы(работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации иутилизациипродукции;
- стандартынауслуги;
- стандартыосновополагающие(организационно-методическиеиобщетехнические);
- стандартынатерминыиопределения;
- стандартынаметодыконтроля(испытаний, измерений, анализа).
7.2. Стандартынапродукциюустанавливаютдлягрупподнороднойпродукцииилидляконкретной продукциитребованияиметодыихконтроляпобезопасности, основнымпотребительскимсвойствам, атакжетребованиякусловиямиправиламэксплуатации, транспортирования, хранения, примененияи утилизации.
7.3. Стандартынапроцессыиработыустанавливаютосновныетребованиякорганизациипроизводстваиоборотапродукциинарынке, кметодам(способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различногородаработ, атакжеметодыконтроляэтихтребованийвтехнологическихпроцессахразработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонтаиутилизациипродукции.
7.4. Стандартынауслугиустанавливаюттребованияиметодыихконтролядлягрупподнородных услугилидляконкретнойуслугивчастисостава, содержанияиформыдеятельностипооказанию помощи, принесенияпользыпотребителюуслуги, атакжетребованиякфакторам, оказывающим существенноевлияниенакачествоуслуги.
7.5. Основополагающиестандартыустанавливаютобщиеорганизационно-методическиеположениядляопределеннойобластидеятельности, атакжеобщетехническиетребования(нормыиправила), обеспечивающиевзаимопонимание, совместимостьивзаимозаменяемость; техническоеединствои взаимосвязьразличныхобластейнауки, техникиипроизводствавпроцессахсозданияииспользования продукции; охрануокружающейсреды; безопасностьздоровьялюдейиимуществаидругиеобщетехническиетребования, обеспечивающиеинтересынациональнойэкономикиибезопасности.
7.6. Стандартынатерминыиопределенияустанавливаютнаименованиеисодержаниепонятий, используемыхвстандартизацииисмежныхвидахдеятельности.
7.7. Стандартынаметодыконтроля, испытаний, измеренийианализаустанавливаюттребования киспользуемомуоборудованию, условиямипроцедурамосуществлениявсехопераций, обработкеи представлениюполученныхрезультатов, квалификацииперсонала.
8Применение документов в области стандартизации
8.1. Документывобластистандартизацииприменяютфедеральныеорганыисполнительнойвласти, субъектыхозяйственнойдеятельностинастадияхразработки, подготовкипродукциикпроизводству, ееизготовления, реализации(поставки, продажи), использования(эксплуатации), хранениятранспортированияиутилизации; привыполненииработиоказанииуслуг; приразработкетехническойдокументации(конструкторской, технологической, проектной), втомчислетехническихусловий, каталожных листовиописанийнапоставляемуюпродукцию(оказываемыеуслуги).
8.2. Датувведениявдействиедокументавобластистандартизацииустанавливаютворганизационно-распорядительномдокументеобегоутверждениисучетомвремени, необходимогодляиздания.
Вслучаераспространениянациональногостандартавэлектронномвидеэтадатаопределяется датойвведениястандартавдействие.
8.3. Заказчикиисполнительвключаютвдоговорусловиеосоответствиипродукции, выполняемых работиоказываемыхуслугобязательнымтребованиямнациональныхстандартовпобезопасности*.
*Доразработкисоответствующеготехническогорегламента.
8.4. Необходимостьприменениядокументоввобластистандартизациивотношениипродукции (услуг), производимой(оказываемых) нетерриторииРоссийскойФедерациисцельювывозасее территории, определяетконтракт(договор), заисключениемслучаев, установленныхзаконодательствомРоссийскойФедерации.
8.5. Продукция, втомчислеимпортируемая, неподлежитреализацииилипередачедляреализациипоназначению, еслионанесоответствуетобязательнымтребованиям, предусмотреннымвдействующихстандартах, илиеслипродукция, подлежащаяобязательнойсертификации, неимеет сертификатаизнакасоответствия, выданныхилипризнанныхвустановленномпорядкеуполномоченнымнатоорганом*.
8.6. Импортируемаяпродукциядолжнасоответствоватьобязательнымтребованиямпобезопасностииэкологии,действующихвРоссийскойФедерациинациональныхстандартов, чтодолжноподтверждатьсясоответствующимсертификатом*.
*Доразработкисоответствующеготехническогорегламента.
8.7. Международные, региональныеинациональныестандартыдругихстранприменяютнаоснове международныхсоглашений(договоров) осотрудничествеилисразрешениясоответствующихрегиональныхорганизацийинациональныхоргановпостандартизации.
8.8. Международныеирегиональныестандарты(приусловииприсоединениякнимРоссийской Федерации), атакженациональныестандартыдругихстран(приналичиисоответствующихсоглашенийс этимистранами) применяютнатерриторииРоссийскойФедерациивкачественациональныхстандартов.
ПрименениевРоссийскойФедерациимеждународных, региональныхстандартов, документов ЕЭКООНидругихмеждународных, региональныхорганизаций, атакженациональныхстандартов другихстраносуществляютутверждениемнациональногостандарта, представляющегособой:
- аутентичныйтекстсоответствующегодокументанарусскомязыке(идентичныйстандарт) или
- аутентичныйтекстсоответствующегодокументанарусскомязыкесдополнительнымитребованиями, отражающимиспецификупотребностейнациональнойэкономики(модифицированныйстандарт).
Обозначениеиоформлениенациональныхстандартов, подготовленныхнаосновемеждународных, региональныхилинациональныхстандартовдругихстран, атакжесведенияобихсоответствии- поГОСТ Р 1.5.
8.9. Внациональномстандарте, подготовленномнаосновемеждународного, региональногоили национальногостандартадругойстраныисодержащемссылкинастандарты, ужепримененныеранее вкачественациональныхилипосвоимтребованияманалогичныесоответствующимнациональным стандартам, приводятссылкинатакиенациональныестандарты.
Еслимеждународный, региональныйилинациональныйстандартдругойстраны, подлежащий применению, содержитссылкинастандарты, непримененныевРоссийскойФедерации, иприэтом отсутствуютэквивалентныенациональныестандарты, необходимодоегоутверждениярешитьвопрос опримененииэтихстандартов.
8.10. Межгосударственныестандарты, ккоторымприсоединиласьРоссийскаяФедерация, применяютнаеетерриториибезпереоформлениясвведениемихвдействиеприказомФедерального агентствапотехническомурегулированиюиметрологиииопубликованиемсоответствующейинформациивинформационномуказателенациональныхстандартовРоссийскойФедерации.
8.11. Национальныйстандарт, которыйпринятвкачествемежгосударственногостандарта, продолжаютприменятьнатерриторииРоссийскойФедерацииспрежнимномеромвсоответствиисГОСТ Р 1.8.
Межгосударственныйстандартссобственнымномеромприменяютприпоставкахпродукциив страныСНГ.
Правилапроведенияработпоразработке, применению, обновлениюипрекращениюприменения межгосударственныхстандартов-поГОСТ Р 1.8.
8.12. Изготовлениеипоставкапродукциинаэкспортвсоответствиистребованиямимеждународных, региональныхинациональныхстандартовдругихстранистандартовфирмзарубежныхстран возможныпопредложениюпотребителя(заказчика) этихстраннадоговорной(контрактной) основе.
8.13. Юридическиеифизическиелица, допустившиенарушениеосновополагающихтребований стандартов, несутответственностьвсоответствиисдействующимзаконодательствомРоссийской Федерации.*
*Доразработкисоответствующеготехническогорегламента.
8.14. ДокументывобластистандартизацииРоссийскойФедерациимогутприменятьдругиегосударства, ихюридическиеифизическиелицанаосновесоответствующихсоглашений(договоров) о сотрудничествеилисразрешениясоответствующихоргановиорганизацийРоссийскойФедерации, утвердившихэтидокументы.
9Информация о документах в области стандартизации, их опубликование и распространение
9.1. Доступностьпользователей, втомчислезарубежных, кинформацииоразрабатываемыхи утвержденныхнациональныхстандартах, общероссийскихклассификаторахтехнико-экономической информации, атакжексамимэтимдокументамФедеральноеагентствопотехническомурегулированию иметрологииобеспечивает, организуяпубликациюофициальнойинформацииобэтихдокументах, а такжеомеждународных, региональныхстандартах, правилах, нормахирекомендацияхпостандартизации, национальныхстандартахдругихгосударств, омеждународныхдоговорахвобластистандартизациииправилахихприменения.
9.2. Опубликованиенациональныхстандартовиобщероссийскихклассификаторовосуществляют всоответствиисутвержденнымПравительствомРоссийскойФедерацииположением[4].
9.3. Документынациональнойсистемыстандартизации, международныестандарты, правиластандартизации, нормыстандартизацииирекомендациипостандартизации, национальныестандарты другихстраниправилаихприменения, информацияомеждународныхдоговорахвобластистандартизациииподтвержденияхсоответствиясоставляютФедеральныйинформационныйфондтехнических регламентовистандартов.
Федеральныйинформационныйфондтехническихрегламентовистандартовявляетсягосударственныминформационнымресурсом.
ПравиласозданияиведенияФедеральногоинформационногофондатехническихрегламентови стандартов, атакжеправилапользованияэтимфондомустанавливаютсяПравительствомРоссийской Федерации.
9.4. ВРоссийскойФедерациивпорядкеинаусловиях, которыеустановленыПравительством РоссийскойФедерации, создаетсяифункционируетЕдинаяинформационнаясистема, предназначеннаядляобеспечениязаинтересованныхлицинформациейодокументах, входящихвсоставФедеральногоинформационногофондатехническихрегламентовистандартов.
Заинтересованнымлицамобеспечиваетсясвободныйдоступксоздаваемыминформационным ресурсам, заисключениемслучаев, есливинтересахсохранениягосударственной, служебнойили коммерческойтайнытакойдоступдолженбытьограничен.
9.5. Исключительноеправоофициальногоопубликованияираспространениявустановленном порядкенациональныхстандартовиобщероссийскихклассификаторовпринадлежитнациональному органупостандартизации.
9.6. Изданиенациональныхстандартовдругихстранорганизуетиосуществляетнациональный органпостандартизациивсоответствиисдоговорамиисоглашениямисэтимистранами.
9.7. Издание, переизданиеираспространениестандартоворганизацийосуществляютпринявшие ихорганизации.
10Международное сотрудничество в области стандартизации
10.1. НациональныйорганпостандартизациивсоответствиисФедеральнымзаконом«Отехническомрегулировании»представляетРоссийскуюФедерациювмеждународныхирегиональныхорганизациях, осуществляющихдеятельностьвобластистандартизации.
10.2. Основнымизадачамимеждународногосотрудничествавобластистандартизацииявляются:
- гармонизациясистемыстандартизациивРоссийскойФедерациисмеждународными, региональными, прогрессивныминациональнымисистемамистандартизациидругихстран;
- совершенствованиефондадокументоввобластистандартизации, используемыхвРоссийской Федерации, наосновеприменениямеждународных, региональныхинациональныхстандартовдругих странимаксимальногоиспользованиядостиженийнаучно-техническогопрогресса;
- гармонизациянациональныхстандартовРоссийскойФедерациисмеждународными, региональнымистандартамиинациональнымистандартамидругихстран, вособенностисприменяемымидля целейсертификации;
- повышениекачестваотечественнойпродукциииееконкурентоспособностинамировомрынке;
- разработкамеждународныхирегиональныхстандартовнаосновенациональныхстандартов РоссийскойФедерациинановыеконкурентоспособныевидыпродукцииитехнологии, втомчисле созданныеврезультатедвустороннегоимногостороннегосотрудничества;
- улучшениенормативногообеспеченияторгово-экономическогоинаучно-техническогосотрудничестваРоссийскойФедерациисдругимистранамииучастиеРоссийскойФедерациивмеждународном разделениитруда;
- обеспечениезащитынациональныхинтересовРоссийскойФедерацииприразработкемеждународныхирегиональныхстандартов;
- обеспечениеединстваизмеренийпривзаимодействиисдругимистранами.
10.3. Международноесотрудничествопостандартизацииосуществляютполиниимеждународных ирегиональныхорганизацийпостандартизации, атакженадвустороннейимногостороннейосновес соответствующимиорганизациямидругихстраннабазесоглашений, договоровипротоколовосотрудничестве, обязательств, вытекающихизучастияРоссийскойФедерациивдеятельностимеждународных ирегиональныхорганизацийпостандартизации.
10.4. МеждународноесотрудничествоРоссийскойФедерацииполиниимеждународныхорганизацийпостандартизациивключаетвсебянепосредственноеучастиевработеэтихорганизаций, впервую очередьвразработкемеждународныхирегиональныхстандартов, атакжеобеспечениеихприменения внациональнойэкономикеидоговорно-правовыхотношенияхсостранами-партнерами.
Двустороннееилимногостороннеесотрудничествопостандартизациивключаетработыпогармонизацииснациональнымистандартами, совместнуюразработкустандартов, проведениесовместных научныхисследований, обменопытомиинформацией, взаимныеконсультации, обучениекадровидр.
10.5. Организацияипроведениеработпомеждународномусотрудничествувобластистандартизацииосуществляетсявпорядке, установленномнациональныморганомпостандартизацииизафиксированномвсоответствующихправилахпостандартизации[5], сучетомметодическихдокументов, принятыхИСО, МЭКидругимимеждународнымиирегиональнымиорганизациями, занимающимися вопросамистандартизации, атакжедокументами, действующимивстранеиопределяющимипорядок проведенияработподвустороннемунаучно-техническомусотрудничествуРоссийскойФедерациисо странами-партнерами.
10.6. ВсоответствиисЗакономРоссийскойФедерации«Отехническомрегулировании», если международнымдоговоромРоссийскойФедерацииустановленыиныеправила, чемте, которыесодержатсявзаконодательствеРоссийскойФедерациипостандартизации, топрименяютсяправиламеждународногодоговора.
Библиография
[1] ПоложениеоФедеральномагентствепотехническомурегулированиюиметрологии, утвержденное постановлениемПравительстваРоссийскойФедерацииот17 июня2004 года№294 «ОФедеральномагентстве потехническомурегулированиюиметрологии».
[2] ПравилапостандартизацииВременноетиповоеположениеотехническомкомитетепостандартизации ПР50-688-92
[3] Положениеоразработке, принятии, введениивдействие, веденииипримененииобщероссийских классификаторовтехнико-экономическойисоциальнойинформациивсоциально-экономическойобласти, утвержденноепостановлениемПравительстваРоссийскойФедерацииот10 ноября2003 г. №677 «Об общероссийскихклассификаторахтехнико-экономическойисоциальнойинформациив социально-экономическойобласти»
[4] Положениеобопубликованиинациональныхстандартовиобщероссийскихклассификаторов технико-экономическойисоциальнойинформации, утвержденноепостановлениемПравительстваРоссийской Федерацииот25 сентября2003 г. №594 «Обопубликованиинациональныхстандартовиобщероссийских классификаторовтехнико-экономическойисоциальнойинформации»
[5] ПравилапостандартизацииОрганизацияипроведениеработпомеждународнойстандартизациивРоссийской Федерации ПР50.1.008-95