РД 10-138-97
Методические указания. Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин
РД 10-138-97. Методические указания. Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин
РД-10-138-97
УДК 69.059.4
РоссийскаяФедерация
Федеральныйгорный и промышленный надзор
Министерствостроительства
Комплексноеобследование крановых путей грузоподъемных машин
Часть I. Общие положения. Методические указания.
Комплексное обследование крановых путейгрузоподъемных машин: Руководящий нормативный документ РД-10-138-97 /Г.М.Банных, В.В. Зарудный, В.Н. Алексютин, И.Б. Зеленов, Е.Н. Ипполитов, А.С.Липатов
ВНЕСЕНО Изменение № 1 (РДИ10-349(138)-00), утвержденное постановлением Госгортехнадзором России № 12 от30.03.2000 г.
Руководящий документ ГосгортехнадзораРоссийской Федерации по вопросам надзора за безопасной эксплуатациейгрузоподъемных машин всех типов передвигающихся по крановым путям, состоит издвух частей:
Часть 1. Общие положения. Методическиеуказания.
Часть 2. Методика обследования крановыхпутей грузоподъемных машин.
В первой части настоящего руководящегонормативного документа по комплексному обследованию крановых путей грузоподъемных машин приведены методические указания и порядок выполнения работ при обследованиипутей.
В приложениях даны образцы оформлениярезультатов обследования.
Настоящий нормативный документ покомплексному обследованию крановых путейгрузоподъемных машин вводится впервые.
Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор) Министерство строительства Российской Федерации |
Руководящие нормативные документы по вопросам надзора за подъемными сооружениями |
Шифр РД10-138-97 |
1. ОБЩАЯЧАСТЬ
1.1. Настоящий руководящий документ (РД)служит руководством попроведению обследования крановых путей и подкрановых строительных конструкций,выполняемых при обследовании грузоподъемных машин в период эксплуатации и систекшим сроком службысогласно Методическим указаниям пообследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы (РД 10-112-96), часть 1, утвержденным постановлениемГосгортехнадзора России от 28.03.96 № 12.
Настоящий РД не распространяется нарельсовые крановые пути башенных кранов, находящихся в эксплуатации менее 12мес, обследование указанных путей проводят согласно Правилам устройства ибезопасной эксплуатации грузоподъемных кранов(ПБ 10-14-92), ГОСТ Р 51248-99.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
1.2. Настоящие методические указанияслужат руководством для владельцев грузоподъемных машин, специализированныхорганизаций и органов надзора по проведению обследования крановых путей.Настоящий руководящий документ устанавливает цели и периодичность обследования,содержание и порядок выполнения работ, форму отчетности, что обеспечивает необходимуюдостоверность результатов проверки, технику безопасности при проведенииуказанных работ.
Разработаны и внесены, ИКЦ "КРАН", ВНИИПТМАШ, НППА "ИСТЕК". УПРАВЛЕНИЕМ Госгортехнадзора Российской Федерации по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями, ДЕПАРТАМЕНТОМ "Стройиндустрия" Минстроя Российской Федерации |
УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Госгортехнадзора РФ № 14 от 28.03.97 Постановлением Минстроя РФ № 18-91 от 24.12.96 |
Срок введения в действие
1.04.97 |
2. ОБЛАСТЬПРИМЕНЕНИЯ
2.1. Настоящий документ устанавливаетпорядок и процедуру обследования крановых путей грузоподъемных машин всех типов(кроме железнодорожных), а также на строительные конструкции надземных иназемных крановых путей, воспринимающие и передающие нагрузки при эксплуатациигрузоподъемных машин на грунтовые основания, для предприятий и организаций всехформ собственности.
2.2. Методические указания предназначеныдля специалистов и инженерно-технических работников, осуществляющихприемо-сдаточные работы, эксплуатацию грузоподъемных машин, выполняющих монтаж,ремонт и (или) оценку технического состояния крановых путей, а такжеосуществляющих надзор за ними, владельцев кранов и инспекторского составаорганов Госгортехнадзора.
3. ТЕРМИНЫ ИОПРЕДЕЛЕНИЯ
Применительно к настоящему РД используютсятермины и определения, приведенные в Правилах устройства и безопаснойэксплуатации грузоподъемных кранов, РД 10-112-96, часть 1, а также следующие специальные термины иопределения:
рельсовый крановый путь — устройство(сооружение), состоящее из направляющих (рельсов), соединений и крепленийнаправляющих, а также путевого оборудования, предназначенное для передвиженияпо нему грузоподъемных машин на рельсовомходу;
надземный рельсовый крановый путь —рельсовый крановый путь, опирающийся на подкрановые строительные конструкцииили подвешенный к ним;
наземный рельсовый крановый путь —рельсовый крановый путь, опирающийся на подрельсовые опоры, балластный слой и(или) другие элементы, передающие крановые нагрузки на грунт земляного полотна;
подкрановые строительные конструкции —строительные конструкции (подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильныебалки и фермы), предназначенныедля опирания (подвески) рельсового кранового пути, восприятия крановых нагрузоки обеспечения пространственной жесткости иустойчивости каркаса.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
4. ОБЪЕКТОБСЛЕДОВАНИЯ
Объектом комплексного обследованияявляются крановые пути грузоподъемных машин. В состав работ включены следующиеэтапы.
1) Проверка системы организацииэксплуатации сооружения.
2) Проверка комплектности и состояниятехнической документации на сооружение.
3) Поэлементное обследование крановогопути, включающее:
- направляющие, по которым перемещаютсяколеса грузоподъемного крана (металлопрокат в виде рельса, двутавра, квадрата ит.п.);
- стыковые и промежуточные скрепления;
- элементы, передающие нагрузку отнаправляющих и промежуточных соединений на грунтовое основание (балки, фермы,колонны, фундаменты, подрельсовые опорные элементы наземных крановых путей,грунтовое основание и т.п.);
- путевое оборудование (тупики,ограничители передвижения, ограждения, предупредительные знаки, заземление идр.):
- конструкции электроподвода.
4) Текущие наблюдения за техническимсостоянием элементов крановых путей с несущими конструкциями.
5. ЦЕЛИОБСЛЕДОВАНИЯ
Обследование крановых путейпредусматривает следующие цели.
1) Выявить наличие:
- соответствующих государственныхлицензий на производство работ;
- проектно-конструкторской документациина устройство и содержание крановых путей;
- актов и исполненных съемок на этапывыполненных работ (акты на скрытые работы и т.д.).
- оборудования (машин, механизмов,приборов) для контроля технического состояния в процессе эксплуатации крановыхпутей.
2) Установить соответствие:
- устройства крановых путей требованиям"Правил...", РД-10-117-95, ГОСТам и другой нормативной документации(приложение 1);
- организации технического обслуживаниякрановых путей требованиям "Правил...", РД-10-117-95, ГОСТам и другойнормативной документации (см. прил. 1);
- параметров эксплуатационных сред,климатических воздействий и динамических нагрузок величинам, принятым припроектировании или установленным в нормативных документах.
3) Провести оценку качества и полноту:
- выполнения профилактических работ приэксплуатации;
- устранения ранее выявленных дефектов инеисправностей;
- строительно-монтажных работ (припервичном обследовании).
6. ОБЩИЕТРЕБОВАНИЯ
6.1. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ
1) Период между повторными обследованиями(или между первичным и повторным) для крановых путей устанавливается порезультатам предыдущего обследования и при исправном (или восстановленном доисправного) состоянии крановых путей принимается равным трем годам.
2) Первичное или повторные комплексныеобследования крановых путей следует проводить в сроки, предусмотренныенормативными документами наобследование кранов, согласно РД 10-112-96,часть 1, а подкрановых строительныхконструкций — согласно РД 22-01-97«Требования к проведению оценкибезопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорныхпромышленных производств и объектов (обследование строительных конструкцийспециализированными организациями)», согласованному с Госгортехнадзором России 21.12.97.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
3) Внеочередное обследование крановыхпутей проводится вне зависимости от срока ранее проведенного первичного илиповторного обследования в следующих случаях:
- по требованию органов Госгортехнадзорапри обнаружении признаков дефектов, угрожающих безопасной эксплуатации;
- после землетрясений, наводнений,пожаров и других стихийных бедствий, повлекших за собой изменение свойств ипараметров конструкций;
- по запросу владельца крановых путей илигрузоподъемного механизма.
4) Количество плановых обследованийопределяется типом и назначением крановых путей, а также условиями эксплуатацииустановленной на них грузоподъемной машины и может быть ограничено техническимсостоянием крановых путей, либо экономическими факторами.
5) Допускается перенос на летний периодобследований крановых путей грузоподъемных машин, находящихся на открытыхплощадках.
6.2.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
1) Специализированные организацииобследуют крановые пути по государственным лицензиям на соответствующие видыработ и аккредитованные в системе сертификации.
2) В случае переноса лицензионнойдеятельности из региона, где получена лицензия, в регионы, обслуживаемыедругими органами Госгортехнадзора, следует руководствоваться п. 4.5 РД 10-49(см. прил. 1).
3) Первичное, повторное или внеочередноеобследования должны быть оформлены приказом по организации, являющейсявладельцем крановых путей.
4) Организация, проводящая обследование,должна издать приказ о назначении персонального состава комиссии, которая будетпроводить обследование крановых путей конкретного заказчика. В приказе следуетуказать председателя комиссии, одновременно отвечающего за технику безопасностипри проведении обследования, и членов комиссии. Минимальный состав комиссии - 3человека.
5) Владелец крановых путей долженподготовить к обследованию (приложение 2):
- участок крановых путей, подлежащийобследованию, свободный на время проведения обследования от перемещениягрузоподъемных машин;
- вспомогательное подъемное оборудованиедля исследования крановых путей, расположенных на высоте (при необходимости);
- акт сдачи-приемки крановых путей вэксплуатацию;
- результаты последнего техническогоосвидетельствования крановых путей;
- акт предыдущего комплексногообследования крановых путей (если оно проводилось) и информацию о результатахпо устранению выявленных дефектов;
- эксплуатационную документацию нагрузоподъемные машины, установленные на обследуемых крановых путях, в том числеакты об их обследованиях (если обследования проводились);
- журнал по техническому обслуживаниюкрановых путей во время эксплуатации;
- проектно-конструкторскую документациюна устройство и эксплуатацию кранового пути (при наличии), который должен бытьсоставлен по форме, рекомендованной приложением 13 к РД 10-117-95 «Требования кустройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов», анадземного — по той же форме без пп. 1.1, 1.2 и раздела 7 с включением в неедополнительно данных о типах, основных параметрах, размерах и характеристикахподкрановых строительных конструкций. В «Паспорте...» должны быть приведеныполные названия и юридические адреса организаций, составивших документ, а такжеуказаны номера лицензий в соответствии с требованиями раздела 9 настоящего РД.
Проектная документация и паспорт должныбыть откорректированы по результатам обследования и приведены в соответствиеданным, отражающие фактическое состояние рельсового кранового пути (в том числерезультаты проведенных реконструкций). При отсутствии исходной проектнойдокументации или паспорта кранового пути организация, проводящая обследование(либо иная специализированная организация), вносит соответствующие измененияили составляет новый паспорт;
- другую техническую документацию(проекты ремонтов и реконструкций, паспорта и сертификаты, результатырасчетов, если они выполнялись), имеющую отношение к обследуемым кранам;
(Измененная редакция, Изм. № 1)
7. ОСНОВНЫЕРАБОТЫ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ
Комплексное обследование крановых путейвключает выполнение следующих видов работ.
1) Проверка наличия и состоянияэксплуатационной документации.
2) Поэлементное обследование крановыхпутей, включающее оценку фактического состояния (приложение 3):
- отклонений элементов крановых путей отпроектного положения в плане и профиле;
- направляющих (рельсов, двутавров,квадратов), по которым перемещаются колеса грузоподъемной машины;
- стыковых и промежуточных соединений(скреплений);
- элементов, передающих нагрузку отнаправляющих и промежуточных соединений на грунтовое основание (балок, ферм,колонн, фундаментов и т.д.);
- путевого оборудования (тупиков, ограничителейпередвижения, ограждений, предупредительных знаков и т.п.);
- элементов заземления крановых путей;
- несущие конструкции электроподвода(лоток, троллеи и т.д.);
- проходных галерей и элементовобеспечения безопасности обслуживающего персонала.
3) Проверка организации эксплуатации(проверка организации наблюдений за техническим состоянием и выполнениетехнического обслуживания) крановых путей.
4) Подготовка итоговых документов порезультатам обследования: акт комплексного обследования крановых путей (приложение4), ведомость дефектов (приложение 5).
8.СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБСЛЕДОВАНИЙ
8.1.ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ И СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Мероприятия по проверке эксплуатационнойдокументации выполняются в полном объеме при любом комплексном обследовании.
Проверка наличия и состоянияэксплуатационной документации на крановые пути включает выполнение следующихработ в соответствии с ГОСТ 2.601-98.
1) Проверка наличия в эксплуатационнойдокументации грузоподъемных машин разделов об устройстве и требований поэксплуатации крановых путей, подвергаемых настоящему комплексному обследованиюи требованиям "Правил".
2) Проверка наличия приемо-сдаточной.документации на крановые пути (см. прил. 2).
3) Анализ соответствия эксплуатационной иприемосдаточной документации по объему и форме требованиям ".Правил",РД-10-117-95, ГОСТам и другой нормативной документации (см. прил. 1).
4) Анализ соответствия требований кустройству крановых путей, заложенных в эксплуатационной документациигрузоподъемной машины, характеристикам и параметрам приемо-сдаточнойдокументации обследуемых крановых путей.
5) Проверка наличия справки о фактическойгруппе классификации крана с учетом режима работы крана.
8.2.ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ.
Мероприятия по проверке организации,эксплуатации выполняются в полном объеме при любом комплексном обследовании.
Проверка организации эксплуатации(проверка организации наблюдений за техническим состоянием и выполнениятехнического обслуживания) крановых путей включает проведение следующих работ.
1) Анализ структуры подразделений и службвладельца, занимающихся вопросами надзора и эксплуатации крановых путей.
2) Проверка наличия аттестационныхдокументов у обслуживающего персонала (состав и квалификация).
3) Наличие необходимых нормативныхдокументов, оборудования и инструмента для организации и выполнения работ понаблюдению за техническим состоянием крановых путей.
4) Оценка качества выполнения работ потехническому обслуживанию крановых путей и ведению отчетной документации(журналов наблюдений за техническим состоянием крановых путей).Проверкавыполнения предписаний, выданных ранее органами Госгортехнадзора.
8.3.ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ
Поэлементное обследование крановых путейс оценкой их фактического состояния включает выполнение следующих видов работ.
1) Внешний осмотр и выполнениенеобходимых геометрическихразмеров направляющих (рельсов, двутавров,квадратов), по которым перемещаются ходовыеколеса грузоподъемной машины, для определения фактического износа направляющих,а также выявления на нихтрещин, выколов, вмятин идругих недопустимых дефектов (повреждений).
(Измененная редакция, Изм. № 1)
2) Внешний осмотр состояния стыковых ипромежуточных соединений (скреплений) на соответствие их требованиямэксплуатационной и проектной документации.
3) Внешний осмотр и выполнениенеобходимых измерений, определение состояния элементов, передающих нагрузку отнаправляющих (рельсов, двутавров, квадратов), по которым перемещаются колесагрузоподъемной машины, на основание (балки, фермы, колонны, фундаменты,грунтовое основание) согласно приложению 2 для выявления скрытых трещин,недопустимых просадок и деформаций, а также других дефектов и отклонений отпроектной и нормативной документации.
4) Внешний осмотр состояния путевогооборудования (тупиков, ограничителей передвижения, ограждений,предупредительных знаков и т.п.) для выявления в них дефектов и несоответствийэксплуатационной и проектной документации.
5) Внешний осмотр состояния заземлениякрановых путей и выполнение измерений его электрического сопротивления.
6) Измерение отклонений элементовкрановых путей от проектного положения в плане и профиле (планово-высотная съемка) с применениемгеодезических приборов (выполняется при остановленном кране, находящемся вначале или конце пути, желательновне зоны активного использования при эксплуатации).
Измерение упругой просадки кранового путивыполняют с учетом рекомендаций РД 10-117-95под нагрузкой от крана сгрузом.
При оценке предельно допустимыхотклонений рельсов отпроектного положения и величин дефектов следует руководствоваться требованиямиРД 22-01-97, ГОСТ 23121-78, СНиП 2.03.01-84 (для подкрановых строительныхконструкций), инструкций по монтажу и эксплуатации (для подвесных путей) идругих нормативных документов.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
7) Обследование технического состояния иположения элементов кранового пути проводится ИТР не реже, чем:
для башенных кранов - один раз в 20-24смены; для козловых портальных кранов - весной и осенью; для мостовых крановодин раз в год.
9.ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
ПРОВОДЯЩЕЙОБСЛЕДОВАНИЕ, И ЕЕ ПЕРСОНАЛУ
1) Специализированная организация,проводящая комплексное обследование крановых путей, должна:
- быть независимой по отношению квладельцу крановых путей или контролирующих органов;
- иметь государственные лицензии насоответствующие виды работ;
- обладать квалифицированным персоналом,способным оценить работоспособность крановых путей и уровень безопасности приих дальнейшей эксплуатации;
- обладать необходимыми техническимисредствами для проведения обследования и оценки технического состояния крановыхпутей;
- иметь в пользовании настоящие учтенныеРД и другие нормативные документы, относящиеся к обследованию крановых путей игрузоподъемных машин, эксплуатирующихся на крановых путях;
2) Специализированная организация,проводящая обследование, издает приказ, которым назначается председателькомиссии, ответственный за технику безопасности, члены комиссии.
Специализированная организация,проводящая обследованиекрановых путей (и грузоподъемной машины) должна иметь лицензию ГосгортехнадзораРоссии, а при обследованииподкрановых строительных конструкций — лицензию Госстроя России.
При проведении обследования подкрановыхстроительных конструкций организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России,могут привлекать в составкомиссии на договорной основе представителей организаций, имеющих лицензииГосстроя России напроведение обследования подкрановых строительныхконструкций.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
3) В состав комиссии по обследованиюпутей должны обязательно входить не менее трех специалистов:
- инженер-геодезист;
- инженер-строитель (путь и путевоехозяйство);
- инженер-строитель (строительныеконструкции).
4) Требования к персоналу по обследованиюкрановых путей — согласно РД 10-112-96,часть 1, а подкрановыхстроительных конструкций — согласно нормативным документам Госстроя России.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
5) Специалист по обследованию крановогопути первой категории должен знать конструктивные особенности и уметьопределять дефекты элементов крановых путей в объеме своей специализации итребований нормативной документации.
6) Специалист по обследованию крановогопути второй категории должен отвечать знаниям и умениям первой категории иуметь принимать решения по вопросам дальнейшей эксплуатации.
7) Исключен.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
8) Организация-владелец грузоподъемныхмашин обязана иметь специалиста из числа ИТР, на которого возлагаютсяобязанности по надзору за состоянием крановых путей с несущими конструкциямидля обеспечения систематического наблюдения и текущих периодическихосвидетельствовании. Этот специалист должен пройти подготовку и бытьаттестован согласно требований ПБ-10-14-92, раздел 7.4, в объеме утвержденныхГосгортехнадзором и Минстроем Российской Федерации учебных программ (индексутверждения УП-ОКП1(В) / 30-001 от 31.01.97).
10.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1) При обследовании крановых путейследует руководствоваться требованиями безопасности, предусмотренными"Правилами", Инструкциями по эксплуатации грузоподъемных машин, атакже нормативными документами по безопасности предприятия, на которомвыполняется обследование.
2) Обследование крановых путей должновыполняться в присутствии назначенных владельцем лиц, отвечающих за соблюдениетехники безопасности на обследуемой территории.
3) Запрещается выполнять работы пообследованию крановых путей на открытом воздухе в грозу, снегопад, гололед,туман, сильный дождь, в темное время суток, а также при ветре более 10 м/с.
4) Обследование крановых путей должновыполняться при обесточенном кране и токоподводящих элементов и устройств(троллей и др.).
11.РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ
1) Результаты обследования крановых путей оформляются в виде акта (см. прил. 4), и ведомости дефектов (см. прил. 5)по итогам выполненных работ, в которых отражаются выявленные нарушения, даютсярекомендации и сроки по их устранению. Акт подписывается членами комиссии и утверждаетсяруководителем организации, проводившей обследование.
При наличии отчетных документов повыполненным обследованиям отдельных элементов кранового путиспециализированными организациями, имеющими соответствующие Государственные лицензии, организация, проводящая комплексное обследование, обязанаруководствоваться такими документами без дополнительной экспертизы и учитыватьвыполненные предприятием мероприятия по результатам предыдущих обследований,в том числе при ранее установленном удовлетворительном состоянии строительныхнесущих конструкций - выполнение необходимых частичных ремонтных работ -антикоррозионные покрытия, затирка трещин и т.п., при ранее установленном несовсем удовлетворительном состоянии строительных несущих конструкций - выполнениенеобходимых текущих ремонтов, необходимых наблюдений за состоянием конструкцийи др.
2) Акт и ведомость дефектов порезультатам обследования крановых путей с приложением краткого отчета попроизвольной форме и результатами произведенных измерений составляются в двухэкземплярах, первые экземпляры которых передаются владельцу как документыпостоянного хранения, вторые экземпляры хранятся три года в организации,проводившей обследование крановых путей.
3) Результаты обследования должныиспользоваться инспекторами Госгортехнадзора при принятии решений, а также привыдаче предписаний.
12.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
1) Организация-владелец крана несетответственность за соблюдение требований правильной эксплуатации крановыхпутей.
2) Исполнитель несет ответственность всоответствии с действующим законодательством за допущенные нарушения настоящихметодических указаний.
Приложение 1
Нормативнаядокументация
поустройству и эксплуатации (перечень)
ПБ-10-14-92 "Правила устройства ибезопасной эксплуатации грузоподъемных кранов."
ГОСТ 25546-82 "Краны грузоподъемные.Режимы работы".
ГОСТ 23121-78 "Балки подкрановыестальные для мостовых электрических кранов общего назначения грузоподъемностьюдо 50т. Технические условия".
ГОСТ 24741-81 "Узел креплениякрановых рельсов к стальным подкрановым балкам. Технические условия".
ГОСТ 2.601-96 ЕСКД "Эксплуатационныедокументы."
ГОСТ 2.602-96 ЕСКД "Ремонтныедокументы."
ГОСТ 5264-80 "Ручная дуговая сварка.Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры."
ГОСТ 11534-85 "Ручная дуговаясварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы,конструктивные элементы размеры".
ГОСТ 14782-86 "Контрольнеразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые".
ГОСТ 19425-74 "Балки двутавровые и швеллерыстальные специальные. Сортамент".
Правила устройств электроустановок.
РД-10-112-96 "Методические указанияк обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы," Часть 1.Общие положения.
РД-10-117-95 "Требования кустройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов".
РД-10-49-94 "Методические указанияпо выдаче специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные собеспечением безопасности объектов котлонадзора и подъемных сооружений".
СНиП 2.09.03-85 "Сооруженияпромышленных предприятий".
СНиП 2.03.01-84 "Бетонные ижелезобетонные конструкции".
СНиП 2.01.07.85 "Нагрузки ивоздействия". С разделом 10 "Прогибы и перемещения".
СНиП 2.02.01 - 83 "Основания зданийи сооружений".
СНиП 2.03.11-85 "Защита строительныхконструкций от коррозии".
СНиП 3.01.03-84 "Геодезическиеработы в строительстве".
СНиП 3.01.01-85* "Организациястроительного производства".
СНиП 3.03.01 - 87 "Несущие иограждающие конструкции".
СНиП 3.04,03 - 85 "Защитастроительных конструкций и сооружений от коррозии".
СНиП 3.01.04-87 "Приемка вэксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения".
СНиП 11-23-81* "Стальныеконструкции".
СНиП III- 4 - 80* "Техника безопасности в строительстве".
СНиП 2.01.02-85* "Противопожарныенормы".
"Положение о проведениипланово-предупредительного ремонта и технической эксплуатации производственныхзданий и сооружений" Утверждено в 1973г. М.: Стройиздат, 1974.
Положение о порядке расследования причинаварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов".Утверждено в 1986 году.
СНиП 3.08.01-85 "Механизациястроительного производства. Рельсовые пути башенных кранов". С поправками1987г. (До утверждения ГОСТа "Рельсовые пути башенных и козловых кранов.Общие технические требования").
Приложение 2
Переченьосновных документов, предъявляемых Государственной комиссии при приемке сооружения в эксплуатацию, и в дальнейшем передаваемых эксплуатирующейорганизации для вновь вводимых объектов
1. Разрешение на производство работуправления Госархстройконтроля.
2. Акт рабочей комиссии о готовности кприемке законченного строительством объекта.
3.*) Акты геодезическойисполнительной разбивки основных осей сооружения с привязкой к красным линиям суказанием опорных осей и реперов.
4.*) Исполнительная рабочаядокументация.
5. Акт проверки качества грунтовоснования.
6. Акт приемки сборных конструкций.
7. Общие журналы работ.
8. Акты освидетельствования скрытыхработ.
9. Акты промежуточной приемкиответственных конструкций.
10.*) Паспорта, сертификаты наматериалы и изделия.
11. Копия удостоверения сварщика.
12. Акт приемки систем противопожарноговодопровода.
13. Акт приемки молниезащиты (принеобходимости).
14.*) Заключение оправильности выполненных в натуре конструкций.
15. Справка организации, принимающейсооружение в эксплуатацию, о выполнении. недоделок, выявленных комиссией потехнической приемке объекта.
Нормативное основание перечня: СНиП3.01.01-85* "Организация строительного производства" и документыУправления Государственного Архитектурно-строительного контроля РФ (УГАСК).
_______
*) Документы, предъявляемыекомиссии при комплексном обследовании крановых путей.
Приложение 3
ДОПУСКИ ПРИСТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
КРАНОВЫХПУТЕЙ С НЕСУЩИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ
1. ОБЩИЕДОПУСКИ НА УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЮ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ
(Исключен,Изм. № 1)
2. ДОПУСКИ НАОТКЛОНЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ОТ ПРОЕКТНОГОПОЛОЖЕНИЯ
(справочныйраздел)
(Измененнаяредакция, Изм. № 1)
2.1.Железобетонных конструкций
Параметр |
Предельные отклонения. мм. |
Графическое изображение |
|
|
Устройство |
Эксплуатация |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Смещение относительно продольной оси; колонны (Р20) крановые балки (р21) |
8 8 |
10 10 |
|
2. Отклонение осей колонн одноэтажных зданий в верхнем сечении от вертикали (Р22) при длине колонн, м: до 4 4 - 8 8-16 16-25 |
20 25 30 40 |
25 30 35 50 |
|
3. Разность отметок верха колонн или опорных площадок одноэтажных зданий и сооружений (Р23) при длине колонн, м: до 4 |
14 |
20 |
|
4-8 |
16 |
25 |
|
8 - 16 |
20 |
30 |
|
16 -25 |
24 |
35 |
|
4. Отклонение от симметричности при установке балок кранового пути (Р24) при длине элемента, м: до 4 4 - 8 8 -16 16 -25
|
5 6 8 10 |
6 8 10 12 |
|
5. Отклонение балки от вертикальной оси в ее верхнем сечении. Отклонение от совмещения ориентиров в верхнем сечении установленных элементов на опоре с установочными ориентирами нижестоящих элементов (P25) при высоте элемента на опоре, м: до 1 1 - 1,6 1,6 -2,5 |
6 8 10 |
8 10 12 |
|
6. Разность отметок верхних полок балок и направляющих: на двух соседних колоннах вдоль ряда при расстоянии между колоннами L, м (Р26): L £ 10 L> 10
в одном поперечном разрезе пролета (Р27): на колоннах в пролете |
10 0,001L, но не более
15 15 20 |
0,001L, но не более 20
0,001S 0,002S, но не более 40 |
|
7. Предельные прогибы подкрановых балок и тормозных конструкций в зданиях и крановых эстакадах от крановых нагрузок 4) |
см. табл. 3) 7.[ ] |
см. табл. 3) 7.[ ] |
|
3) 7.Предельные прогибы подкрановых балок и тормозных
конструкций в зданиях и крановых эстакадах от крановыхнагрузок
Элементы конструкций |
Вертикальные прогибы (Р14) |
Горизонтальные прогибы (Р15) |
Графическое изображение |
Балки крановых путей под мостовые и подвесные краны, управляемые: - с пола, в том числе тельферы - из кабины при группах режима работы: 1К-6К 7К 8К
|
L/250 1/400 L/500 L/600 |
l/400 L/500 L/1000 L/2000 |
|
8. Раскрытие трещин в балках в растянутой зоне поперек рабочей арматуры (р30), мм более
|
- |
0,4 |
|
9. Образование продольных трещин вдоль арматуры (P31), мм шириной более
|
- |
1,0 |
|
10. Отслоение защитного слоя арматуры (от размораживания бетона, коррозии бетона или арматуры и др.) (Р32)
|
- |
Не допускается |
|
11. Расстройство опор балок, разрушение сварных швов в местах крепления балок к колоннам, ослабление болтов крепления (Р33)
|
- |
Не допускается |
|
12. Местное поврежде-ние защитного слоя от ударов транспортных средств с оголением арматуры (P35), кв.см более
|
- |
30 |
|
13. Образование трещин поперек рабочей арматуры с шириной раскрытия (Р36) мм более
|
- |
0,4 |
|
14. Образование продольных трещин вдоль арматуры (р37), мм более
|
- |
1,0 |
|
15. Отслоение защитного слоя арматуры (Р38)
|
- |
Не допускается |
|
17. Расстройство крепления колонн с подкрановыми балками и тормозными площадками (Р39)
|
- |
Не допускается |
|
2.2. Стальныеконструкции
Параметр |
Предельные отклонения, мм. |
Графическое изображение |
||
|
Устройство |
Эксплуатация |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Разность отметок опорных поверхностей соседних колонн в ряду и в пролете (Р40) |
3 |
10 |
|
|
2. Смещение осей колонн и опор относительно разбивочных осей в опорном сечении (Р41)
|
5 |
15 |
|
|
3. Стрелка прогиба (кривизна) колонны, опоры и связей по колоннам (Р43) |
0,0013 расстояния между точками закрепления, но не более 15 |
Не более 20 |
|
|
4. Смещение оси балки кранового пути с продольной разбивочной оси (Р44)
|
5 |
10 |
|
|
5. Смещение опорного ребра балки с оси колонны (Р45)
|
20 |
25 |
|
|
6. Относительные прогибы балок в вертикальной плоскости (Р47), не более
|
- |
1/400 |
|
|
7. Относительные горизонтальные прогибы балок (Р48), не более
|
- |
1/500 |
|
|
8. Наличие трещин в верхних поясных швах и околошовной зоне, трещин в местах крепления ребер, погнутостей поясов и стенки, вырезов (P49)
|
- |
Не допускается |
|
|
9. Наличие трещин в фасонках и швах крепления элементов решетки решетчатых подкрановых балок (ферм) (Р50)
|
- |
Не допускается |
|
|
10. Наличие трещин и ослабления болтов в местах крепления тормозного листа (ферма) к верхнему поясу балок, а также крепления балок к колоннам (P51)
|
- |
Не допускается |
|
|
11. Смятие опорных ребер, расстройство стыков (Р52)
|
- |
Не допускается |
|
|
12. Коррозия с уменьшением площади сечения элементов(Р53), более
|
- |
10 процентов сечения |
|
|
13. Отклонение колонн от вертикали (Р54), более
|
- |
1/500 высоты колонны |
|
|
14. Ослабление крепления анкерных болтов (Р56)
|
|
Не допускается |
|
|
15. Разрушение сварных швов крепления элементов решетки, вырезы элементов решетки, наличие трещин в основном металле ветвей (P57)
|
- |
Не допускается |
|
|
16. Расстройство крепления колонн с балками кранового пути и связями (Р59)
|
- |
Не допускается |
|
|
Принятыеобозначения в приложении.
Рп - отклонение параметра отноминала.
S - расстояние между осями симметриинаправляющих крановых путей в плане), мм.
b - кривизна.
R - реакция опор (Rв -вертикальная, Rr- горизонтальная).
К - расстояние от внешних конструкций(колонн, стен и т.д.) до оси симметрии направляющей пути.
М - расстояние от выступающих частейкрана до оси симметрии направляющей пути.
В - первоначальная ширина головки рельса,(квадрата).
В* - первоначальная ширина пояса.
t - толщина стенки.
DВ- износ пояса.
f1 - отгибполки.
d- первоначальная толщина полки на расстоянии (В - t)/4 от края.
Dd - уменьшение толщины полки вследствииизноса.
Н - первоначальная высота головки рельса,(квадрата).
h - высота от верха фундамента до верханаправляющей.
L - расстояние между осями колонн (ферм).
Приложение 4
"Утверждаю"
____________________________________
организация,проводившая обследование
М.П.
____________________________________
должность иФ.И.О. руководителя
"____"______________199 __ г.
АКТ
комплексногообследования кранового пути
грузоподъемныхмашин
г.____________ "____" ______________199 ____г.
Комиссия__________________________________________ в составе:
(названиеспециализированной организации)
Председатель:_________________________________________________________
Члены комиссии:______________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
действующая на основании договора №________________ от ________________________ по
лицензии Госгортехнадзора России №_____________ и
приказа №_____________________________________________________________________
(поорганизации)
провела комплексное обследованиекранового пути ___________________________________
_______________________________________________________________________________
(цех, площадка,регистрационный № крана)
Результаты комплексного обследованиякранового пути
1. Проверка системы организацииэксплуатации кранового пути.
1.1. Организована служба надзора заэксплуатацией грузоподъемных машин_______________________________________________________________________________
(приказ №, от_______________)
1.2. Наличие аттестованных ИТР___________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(должность, №удостоверения)
2. Комплектность и состояниепроектно-конструкторской документации:_______________________________________________________________________________
(соответствие ЕСКД, да-нет; комплектность)
2.1. Наличие паспорта кранового пути______________________________________________
(да-нет, заполняется)
2.2. Эксплуатационная документация (при отсутствиипаспорта):_______________________________________________________________________________
(журналы крановщика, тех. освидетельствованийкранового пути)
3. Поэлементное обследование кранового пути.
3.1. Соответствие кранового путипроектной документации
_______________________________________________________________________________
(да-нет, указывается несоответствие)
3.2. Направляющие ______________________________________________________________
(тип, состояние)
3.3. Стыковые скрепления________________________________________________________
(тип, состояние)
3.4. Промежуточные скрепления___________________________________________________
(тип, состояние)
3.5. Опорные элементынаправляющих______________________________________________
(тип-серия, состояние)
3.6. Колонны (надземные крановыепути)____________________________________________
(тип-серия,состояние)
3.7. Наземные крановые пути:
балластная призма _______________________________________________________________
(состояние)
земляное полотно
(состояние) водоотвод____________________________________________________________
(состояние)
3.8. Путевое оборудование:
тупиковые упоры________________________________________________________________
(тип,состояние)
ограничитель передвижения_______________________________________________________
(тип.состояние)
ограждения_____________________________________________________________________
(состояние)
предупредительные знаки_________________________________________________________
(состояние)
заземление_____________________________________________________________________
(состояние и сведения)
3.9. Конструкция электропровода__________________________________________________
(состояние)
4. Планово-высотное положение элементов кранового путиприведено в таблице приложения к акту.
5. Все выявленные отклонения приведены в дефектнойведомости приложения к акту.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕКОМИССИИ.
По результатам проведенного обследования комиссиясчитает:
а) эксплуатация кранового пути____________________________________________________
(запрещается,разрешается)
_______________________________________________________________________________
б) дополнительные условия_______________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Следующее обследование провести не позднее
_______________________________________________________________________________
(месяц, год)
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Копия приказа владельца кранового путио проведении обследования.
2. Ведомость дефектов.
3. Результаты проверки положенияэлементов кранового пути.
Приложение 5
Ведомость дефектов
Крановый путь__________________________________________________ длиной ______м.,
(указатьназемный или надземный)
смонтирован и сдан в эксплуатацию________________________________________________
(датасдачи)
на основании Акта сдачи-приемки №_____________________________________
Организация - владелец кранового пути___________________________________
В ходе проведенного комплексного обследованиякранового пути, комиссией выявлены следующие дефекты:
Наименование узла, элемента кранового пути |
Описание дефекта |
Заключение о необходимости и сроках устранения дефекта |
|
|
|
Председателькомиссии по обследованию
____________________________________________
(Подпись,ф.и.о.)
Члены комиссии
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Приложение 6
Перечень головных организации
Наименование |
Головные функции |
Адрес |
ЦНИИПромзданий |
Архитектурно- планировочные и конструктивные решения производственных зданий и сооружений |
127238, г. Москва Дмитровское шоссе, 46, корп. 2 |
НИИЖБ |
Железобетонные конструкции |
109428, Москва, 2-я Институтская ул., д.6 |
ЦНИИСК им.Кучеренко |
Стальные конструкции |
109428, Москва, 2-я Институтская ул., д.6 |
ИКЦ "Кран" |
Крановые пути и путевое оборудование |
113114, Москва, Кожевнический пр., д. 4/5 |
ВНИИПТмаш |
Рельсовые крановые пути кранов мостового типа, кабельных, портальных, консольных и электроталей |
109386, Москва, Люблинская ул., 42 |
СКТБ БК |
Рельсовые крановые пути кранов башенных и кранов-лесопогрузчиков |
129301, Москва. ул. Касаткина, 11 |
ЦНИИОМТП |
Крановые пути грузоподъемных кранов |
127434, Москва, Дмитровское ш., 9 |
(Измененная редакция, Изм. № 1)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4. ОБЪЕКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ
5. ЦЕЛИ ОБСЛЕДОВАНИЯ
6. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
6.1. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ
6.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
7. ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ
8. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПРИПРОВЕДЕНИИ ОБСЛЕДОВАНИЙ
8.1. ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ И СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙДОКУМЕНТАЦИИ
8.2. ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ
8.3. ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ
9. ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.ПРОВОДЯЩЕЙ ОБСЛЕДОВАНИЕ. И ЕЕ ПЕРСОНАЛУ
10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
11. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ
12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1.Нормативная документация по устройству и
эксплуатации (перечень)
Приложение 2.Перечень основных документов, предъявляемых Государственной комиссии приприемке сооружения в эксплуатацию, и в дальнейшем передаваемых эксплуатирующейорганизации для вновь вводимых объектов
Приложение 3.Допуски при строительстве и эксплуатации
крановых путей с несущими конструкциями
Приложение 4.Акт комплексного обследования кранового
пути грузоподъемных машин
Приложение 5.Ведомость дефектов
Приложение 6.Перечень головных организаций