РД 10-199-98
Типовая инструкция по безопасному ведению работ для машинистов подъемников (вышек)
РД 10-199-98. Типовая инструкция по безопасному ведению работ для машинистов подъемников (вышек)
ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Госгортехнадзора России
от 02.04.98 № 22
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОМУ ВЕДЕНИЮ РАБОТ ДЛЯМАШИНИСТОВ ПОДЪЕМНИКОВ (ВЫШЕК)
РД 10-199-98
УДК 621.873
Редакционная комиссия:
В.С. Котельников (председатель), В.Г.Жуков, Н.М.Куденков, В.Е. Пигальцев, Ю.И.Гудков
Ответственные исполнители:
В.Г. Жуков, В.Е. Пигальцев
Настоящая Инструкция определяет общие права иобязанности машинистов подъемников (вышек) всех типов и марок перед началомработы подъемника, во время работы и после ее окончания, а также порядокбезопасного производства работ.
Инструкция разработана в развитие Правил устройства ибезопасной эксплуатации подъемников (вышек) и обязательна для всех министерств,ведомств, предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей независимоот формы собственности.
При составлении производственных инструкций владелецподъемника имеет право дополнить Типовую инструкцию требованиями для конкретнойотрасли и в соответствии с характером выполняемых работ.
Типовая инструкция по безопасному ведению работ длямашинистов подъемников (вышек) вводится в действие с 01.07.98.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Типовая инструкция по безопасномуведению работ для машинистов подъемников (вышек)* устанавливает требования побезопасному ведению работ для машинистов подъемников (вышек) и разработана вразвитие Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)** наоснове руководств по эксплуатации подъемников, разработанныхпредприятиями-изготовителями.
Инструкция обязательна для всех министерств, ведомств,предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от формысобственности.
Для управления и обслуживания подъемников (вышек)***руководством предприятия (организации), цеха назначаются машинисты, имеющиеудостоверение на право управления подъемником данного типа.
1.2. Обязанности машинистов могут выполнять лица, неимеющие медицинских противопоказаний по результатам медицинскогоосвидетельствования.
1.3. Подготовка и аттестация машинистов иобслуживающего персонала подъемников проводятся в профессионально-техническихучилищах или в учебных комбинатахцентрах, имеющих соответствующие лицензии ирасполагающих базой для практического обучения. Подготовка машинистовподъемников осуществляется по учебным программам, утвержденным в установленномпорядке.
Аттестацию машинистов подъемников осуществляеткомиссия с обязательным участием представителя органов госгортехнадзора.
_________
* Далее по тексту — Инструкция.
** Далее по тексту — Правила.
*** Далее по тексту — подъемники.
1.4. Управление автомобильным подъемником может бытьпоручено водителю транспортного средства после обучения его по соответствующейпрограмме и аттестации квалификационной комиссией.
1.5. Лицам, выдержавшим экзамены, выдаетсяудостоверение за подписью председателя комиссии и представителя региональногооргана госгортехнадзора. В удостоверении машиниста должен быть указан типподъемника, к управлению которым он допущен. Во время работы машинистподъемника обязан иметь удостоверение при себе.
1.6. Допуск машинистов к самостоятельной работеоформляется соответствующим приказом по предприятию (организации) после выдачиим на руки удостоверения об аттестации.
Перед допуском к работе руководство организации(предприятия) или цеха обязано проверить у машинистов знание руководства поэксплуатации подъемника, на который он допускается работать, и вручить ему (подрасписку) руководство по эксплуатации. Кроме того, при наличии на подъемникегрузозахватного органа должны назначаться стропальщики, имеющие соответствующееудостоверение.
1.7. Допуск к обслуживанию электрооборудованияподъемников при питании от внешней сети осуществляется с разрешения главногоэнергетика предприятия в порядке, установленном Правилами техническойэксплуатации электроустановок потребителей.
1.8. Повторная проверка знаний машинистов проводитсяквалификационной комиссией предприятия:
1) периодически, не реже одного раза в 12 мес;
2) при переходе с одного предприятия на другое;
3) по требованию инженерно-технического работника понадзору за безопасной эксплуатацией подъемников на предприятии или инспекторагосгортехнадзора.
Повторная проверка знаний должна проводиться в объеменастоящей Инструкции и руководства по эксплуатации подъемника.
1.9. Администрация предприятия при переводе машинистовс одного подъемника на другой того же типа, но другой модели или с другимприводом обязана ознакомить их с особенностями устройства этого подъемника иобеспечить стажировку под руководством опытного машиниста.
После проверки практических навыков машинисты могутбыть допущены к самостоятельной работе.
1.10. Машинист подъемника обязан знать:
1) настоящую Инструкцию, а также руководство поэксплуатации подъемника. Машинист железнодорожного подъемника должен знатьтакже Инструкцию по сигнализации и Инструкцию по движению поездов и Маневровойработе, действующие на железных дорогах России;
2) устройство подъемника, назначение его механизмов иприборов безопасности;
3) безопасные методы труда, правила техникибезопасности при работе на подъемнике;
4) порядок и сроки проведения техническогоосвидетельствования подъемников;
5) установленный порядок обмена сигналами с рабочимилюльки в соответствии с Правилами;
6) объем и порядок проведения техническогообслуживания подъемников;
7) инженерно-технического работника по надзору забезопасной эксплуатацией подъемников;
8) инженерно-технического работника, ответственного засодержание подъемников в исправном состоянии.
1.11. Машинист подъемника обязан уметь:
1) правильно устанавливать подъемник для работы иуправлять им во время работы;
2) выполнять техническое обслуживание и мелкий ремонтподъемника;
3) оказывать первую помощь при несчастном случае.
1.12. Машинист обязан контролировать работу рабочихлюльки и рабочих, прикрепленных для обслуживания подъемника, по соблюдениюуказаний по управлению подъемником и его обслуживанию, изложенных в настоящейИнструкции, и знать инженерно-технического работника, ответственного засодержание подъемников в исправном состоянии.
1.13. Машинисту запрещается работать на подъемнике снеисправными приборами и устройствами безопасности.
2. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫПОДЪЕМНИКА
2.1. Прежде чем приступить к работе, машинист обязанубедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, приборов иустройств безопасности и других частей подъемника. Для этого машинист должен:
1) осмотреть механизмы и тормоза подъемника, ихкрепление, а также ходовую часть;
2) проверить наличие и исправность ограждениймеханизмов и люльки;
3) проверить смазку передач, подшипников и канатов, атакже наличие смазочных приспособлений, сальников и жидкости в гидросистеме;
4) осмотреть в доступных местах металлоконструкции исоединения колен стрелы, элементы, относящиеся к коленам (канаты, растяжки,блоки, гидроцилиндры и их крепления и т.п.), а также металлоконструкцию исварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
5) осмотреть состояние канатов и их крепление набарабане, стреле, а также их укладку на барабане и блоках у вспомогательногомеханизма подъема груза, если такой механизм предусмотрен на подъемнике;
6) проверить исправность опор (аутригеров),выключателя упругих подвесок и стабилизатора;
7) проверить исправность гидропривода подъемника,гибких шлангов, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях, еслиони имеются;
8) проверить наличие и исправность приборов иустройств безопасности на подъемнике (концевые выключатели, ограничительпредельного груза, указатель наклона подъемника, звуковой сигнал и др.);
9) осмотреть крюк, если он предусмотрен конструкцией,и его крепление в обойме;
10) проверить комплектность противовеса, если онпредусмотрен конструкцией, и надежность его крепления;
11) проверить исправность электрического подъемника(внешний осмотр без снятия кожухов и разборки), электрических аппаратов(рубильники, пусковые сопротивления, концевые выключатели), а также осмотретьтокосъемные кольца или коллекторы электродвигателей и их щетки. Если подъемникпитается от внешней сети, то машинист должен проверить исправность гибкогокабеля;
12) убедиться в устранении замечаний, записанных ввахтенном журнале ответственными и инспектирующими лицами;
13) контролировать работу рабочих люльки истропальщика.
2.2. Машинист обязан совместно со стропальщикомпроверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и наличие на нихклейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
2.3. При приемке работающего подъемника его осмотрдолжен производиться совместно с машинистом, сдающим смену. Для осмотраподъемника администрация предприятия, организации или цеха обязана выделить вначале смены необходимое время.
2.4. Осмотр подъемника должен производиться только принеработающих механизмах, при отключенном напряжении или при отключеннойгидросистеме.
2.5. При осмотре подъемника машинист долженпользоваться переносной лампой напряжением не более 42 В.
После осмотра подъемника перед пуском его в работумашинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязанопробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправностьдействия:
1) механизмов подъемника;
2) приборов и устройств безопасности;
3) тормозов;
4) гидро- и электросистемы.
2.6. При обнаружении во время осмотра и опробованияподъемника неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопаснойработе, и невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая кработе, обязан доложить об этом инженерно-техническому работнику,ответственному за содержание подъемников в исправном состоянии. Машинист недолжен приступать к работе на подъемнике в следующих случаях:
1) при наличии трещин и деформаций вметаллоконструкциях подъемника;
2) при неисправности следящей системы люльки;
3) при наличии деформаций в пальцах и трещин вметаллоконструкциях звеньев рычажных систем;
4) при неисправности канатно-блочной системы,телескопа, тормоза механизма подъема колен, где имеются дефекты, угрожающиебезопасности работы;
5) при повреждении люльки, деталей опор или ихнекомплектности;
6) при неисправности гидрораспределителей,перепускного и предохранительного клапанов, а также при нарушении уплотненийгидроцилиндров;
7) при неисправности ограничителя грузоподъемностимеханизма подъема груза (если он имеется) и других приборов и устройствбезопасности в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатациигрузоподъемных кранов;
8) при неисправности ограничителя предельного грузаили звукового сигнала (сигнальный прибор) или его отсутствии, а также еслинеисправны концевые выключатели механизма вылета;
9) при неисправности ограждения механизмов и люлькиили их отсутствии;
10) при наличии неизолированных токоведущих частейэлектрооборудования.
2.7. Перед началом работы машинист подъемника обязанубедиться в достаточной освещенности рабочего места, при работе подъемника —зафиксировать стабилизатор, а при работе железнодорожного подъемника без опор —заклинить рессоры.
2.8. Перед началом смены машинист подъемника обязансделать в вахтенном журнале соответствующую запись о состоянии подъемника ипосле получения задания от руководителя производством приступить к работесогласно полученному наряду.
2.9. Сигнальщиками могут назначаться рабочие люльки,изучившие знаковую сигнализацию и прошедшие инструктаж.
2.10. Запрещается допускать к использованию подъемник,не прошедший технического обслуживания и имеющий неисправности. Администрацияне имеет права направлять, а машинист — приступать к работе на непроверенном инеисправном подъемнике.
3. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМНИКА
3.1. Перед началом работы машинист должен проверитьналичие удостоверений на право производства работ у рабочих люльки истропальщиков, если рабочие приступают к работе впервые.
3.2. Во время работы на подъемнике машинист не долженотвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку иремонт механизмов.
3.3. При работе подъемника, на котором имеется стажер,машинист не имеет права отлучаться от подъемника даже на короткое время.
3.4. Стажеру и другим лицам управлять подъемником вотсутствие машиниста запрещается.
3.5. Прежде чем осуществить какое-либо движениеподъемником, машинист обязан убедиться в том, что стажер находится в безопасномместе, в зоне работы подъемника нет посторонних людей, а рабочие люлькипристегнуты предохранительными поясами к ограждению люльки.
3.6. При внезапном отключении электро- илигидропривода подъемника машинист должен принять меры для безопасной эвакуациирабочих люльки.
3.7. Запрещается переезд подъемника с одной рабочейплощадки на другую с находящимися в люльке рабочими.
3.8. Перед началом движения машинист должен податьпредупредительный сигнал.
3.9. Передвижение подъемника под линиейэлектропередачи должно производиться только при опущенной стреле (транспортноеположение).
3.10. При подъеме максимальная масса груза (людей игруза) в люльке не должна превышать номинальную грузоподъемность подъемника.
3.11. Машинист обязан устанавливать подъемник на опорыво всех случаях; при этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и подних были подложены прочные и устойчивые подкладки. Железнодорожные подъемникипри этом должны быть укреплены всеми рельсовыми захватами. Подкладки являютсяинвентарной принадлежностью подъемника и должны постоянно находиться на нем.
Подкладывать под опоры случайные предметы запрещается.
3.12. Запрещается нахождение машиниста в кабине приустановке подъемника на опоры, а также при подъеме опор. Еслипредприятием-изготовителем предусмотрено хранение подкладок под опоры нанеповоротной части подъемника, то снятие их перед работой и укладку на местодолжен производить машинист, работающий на подъемнике.
3.13. Установка подъемников на краю откоса котлованаили траншеи (за исключением откосов железнодорожных путей) допускается только сразрешения администрации при соблюдении расстояний от основания откоса доближайшей опоры, предусмотренных Правилами. При невозможности соблюдения этихрасстояний откос должен быть укреплен.
При установке железнодорожного подъемника для работ накриволинейном участке пути без передвижения машинист обязан укрепить его всемиимеющимися рельсовыми захватами, а при установке его на уклоне, кроме того,подложить под колеса тормозные башмаки и закрепить подъемник ручным тормозом.
Запрещается работа на неисправных железнодорожныхпутях и в местах, где не обеспечивается надежная устойчивость подъемника. Озамеченных неисправностях железнодорожного пути машинист обязан сообщитьруководителю работ и инженерно-техническому работнику по надзору за безопаснойэксплуатацией подъемников.
3.14. Установка подъемника для выполнениястроительно-монтажных и ремонтных работ должна производиться в соответствии спроектом производства работ, в котором должны предусматриваться:
1) соответствие устанавливаемых подъемников условиямстроительно-монтажных или ремонтных работ по грузоподъемности, высоте подъема ивылету;
2) обеспечение безопасного расстояния от линииэлектропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а такжебезопасных расстояний приближения подъемников к строениям и местамскладирования строительных конструкций и материалов;
3) условия установки и работы подъемников вблизиоткосов котлованов или траншей;
4) условия безопасной работы несколькими подъемникамина одной площадке;
5) мероприятия по безопасному производству работ научастке, где установлен подъемник (ограждение строительной, монтажной площадокили ремонтной зоны и т.п.).
3.15. При подъеме люльки с рабочими и ее перемещении взатрудненных условиях, при плохой видимости и других обстоятельствах, когдазатруднен обзор, машинист должен руководствоваться следующими правилами:
1) работать подъемником следует только по сигналусигнальщика; при этом, если сигнальщик подает сигнал, действуя вопрекипроизводственной инструкции, машинист не должен производить требуемого маневрастрелой подъемника. За повреждения, причиненные действием подъемника, а такжеза нанесение травм находящимся в люльке рабочим вследствие выполнения поданногонеправильного сигнала несут ответственность как машинист, так и сигнальщик,подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между сигнальщиком, рабочимилюльки и машинистом должен производиться в соответствии со знаковойсигнализацией, установленной Правилами. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнятьнезависимо от того, кто его подает;
2) при работе грузовой лебедкой, если подъемникоборудован ею, рабочий должен находиться в люльке возле груза во время егоподъема или опускания, если груз находится на высоте не более 0,5 м от уровняперил люльки. Масса груза не должна превышать грузоподъемность лебедки. Передподъемом груза или рабочих в люльке машинист должен предупредить рабочих люлькии всех находящихся около подъемника лиц о необходимости уйти из зоныподнимаемого груза;
3) при перемещении подъемником груза и рабочих,находящихся в люльке, работа должна производиться только при отсутствии людей взоне работ;
4) при работе подъемника машинисту запрещаетсявыходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым между поворотной инеповоротной частями подъемника;
5) устанавливать крюк подъемного механизма над грузомследует так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение каната;
6) при подъеме и опускании груза на крюке или люльки срабочими вблизи стены, колонны, штабеля, стенки или другого оборудованиянеобходимо предварительно убедиться в отсутствии рабочих между поднимаемымгрузом или люлькой и указанными частями здания или оборудованием, а также вневозможности задевания коленом стрелы или люлькой за стены колонны или другоеоборудование;
7) перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи,котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует предварительноубедиться в том, что при низшем положении крюка на барабане должно быть неменее 1,5 витков каната, не считая витков, находящихся под зажимнымустройством;
8) необходимо внимательно следить за канатами и вслучае их спадания с барабана или блоков, образования петель или обнаруженияповреждения канатов приостановить работу подъемника;
9) если подъемник оборудован лебедкой, то подъем влюльке одновременно рабочих и груза не разрешается.
3.16. Устанавливать подъемник и производить работу
с рабочими, находящимися в люльке, или с крюком нарасстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи машинист можеттолько при наличии наряда-допуска, подписанного главным инженером или главнымэнергетиком предприятия (организации), являющегося владельцем подъемника.
Работа подъемником в этом случае должна производитьсяпод непосредственным руководством специально назначенногоинженерно-технического работника с указанием его фамилии в наряде-допуске.
3.17. При одновременном действии железнодорожныхподъемников на одном пути во избежание столкновения необходимо соблюдатьрасстояние между зонами обслуживания подъемников не менее 5 м.
Машинисты должны предупреждать друг друга сигналами оприближении своего подъемника.
3.18. При производстве работ железнодорожнымиподъемниками и при их передвижении на электрифицированных железнодорожныхлиниях промышленных предприятий, на строительстве и т.д. для соблюдениябезопасности следует руководствоваться Правилами безопасности для работниковжелезнодорожного транспорта на электрифицированных линиях, утвержденными МПС.
3.19. При работе подъемника расстояние междуповоротной частью при любом ее положении и габаритами строений или штабелямигрузов или другими предметами должно быть не менее 1 м.
3.20. При подъеме рабочих в люльке или грузовмашинисту запрещается:
1) допускать для работы в люльке рабочих, не имеющихразрешения на работу на высоте и не прошедших инструктаж, а также применятьгрузозахватные приспособления без бирок или клейм. В этих случаях машинистдолжен прекратить работу подъемника;
2) производить резкие движения люльки, если в нейнаходятся рабочие или груз;
3) поднимать неправильно обвязанный груз, находящийсяв неустойчивом положении, защемленный груз, а также груз в таре, заполненнойвыше бортов;
4) укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы,а также на краю откоса котлована или траншеи;
5) передавать управление подъемником лицам, не имеющимправа на управление подъемником, а также допускать к самостоятельномууправлению учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;
6) поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, неуложенные в специальные контейнеры.
3.21. Машинист обязан опустить люльку с людьми илигруз и прекратить работу подъемника в следующих случаях:
1) при приближении грозы, сильном ветре, скоростькоторого превышает допустимую для работы данного подъемника и указанную в егопаспорте; при этом машинист должен выполнять указания руководства поэксплуатации подъемника о предотвращении угона подъемника ветром;
2) при недостаточной освещенности места работыподъемника, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когдамашинист плохо различает сигналы стропальщика, перемещаемую люльку или груз;
3) при температуре воздуха ниже допустимой(минусовой), указанной в паспорте подъемника;
4) при закручивании канатов лебедки, если подъемникоборудован лебедкой.
3.22. Если во время работы подъемника произошли аварияили несчастный случай, машинист обязан немедленно поставить в известность обэтом инженерно-технического работника, ответственного за содержание подъемниковв исправном состоянии.
3.23. При возникновении на подъемнике пожара машинистобязан немедленно приступить к его тушению, одновременно вызвав через одного израбочих пожарную охрану.
При пожаре на электрическом подъемнике прежде всегодолжен быть отключен рубильник, подающий напряжение на подъемник.
4. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫПОДЪЕМНИКА
4.1. После окончания работы машинист обязан:
1) высадить людей из люльки, выгрузить инструменты идругие грузы;
2) установить стрелу в транспортное положение, поднятьопоры;
3) установить люльку и крюк, если подъемник имоборудован, в положение, определяемое руководством по эксплуатации;
4) остановить двигатель у электрических подъемников,отключить рубильник, питающий подъемник током, если подъемник питается отвнешнего источника;
5) поставить подъемник в предназначенное для стоянкиместо, затормозить подъемник, а под колеса железнодорожного подъемника, крометого, установить тормозные башмаки.
Запрещается оставлять железнодорожный подъемник научастке, имеющем уклон.
4.2. При работе подъемника в несколько смен машинист,сдающий смену, обязан сообщить сменщику обо всех неполадках в работе подъемникаи сдать смену, сделав соответствующую запись в вахтенном журнале.
4.3. По окончании работы машинист обязан закрыть назамок кабину и сдать ключ от подъемника в установленном на предприятии порядке.
4.4. Обо всех обнаруженных неполадках в работеподъемника машинист обязан сделать запись в вахтенном журнале и сообщитьинженерно-техническому работнику, ответственному за содержание подъемников висправном состоянии.
5. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДЪЕМНИКА И УХОД ЗА НИМ
5.1. Машинист отвечает за правильное обслуживаниеподъемника. При этом он обязан:
1) содержать механизмы и оборудование подъемника вчистоте и исправности;
2) своевременно производить смазку всех механизмовподъемника и канатов в соответствии с руководством по эксплуатации;
3) следить, чтобы ученик или стажер, а такжеобслуживающий персонал выполняли работы по обслуживанию подъемника всоответствии с руководством по эксплуатации;
4) смазочные и обтирочные материалы хранить в закрытойметаллической посуде;
5) знать сроки и результаты проведения периодическихпрофилактических осмотров и ремонтов подъемника и его отдельных механизмов иузлов, а также приборов и устройств безопасности.
5.2. Устранение неисправностей, возникших во времяработы подъемника, производится по заявкам машиниста. Другие виды ремонтаподъемника осуществляются в установленные администрацией сроки согласноутвержденному графику.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Машинист подъемника несет ответственность за нарушениетребований производственной инструкции и руководства по эксплуатацииподъемника.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
2. Обязанности машиниста перед началом работыподъемника
3. Обязанности машиниста во время работы подъемника
4. Обязанности машиниста после окончания работыподъемника
5. Обслуживание подъемника и уход за ним
6. Ответственность