РД 220-12-98
Типовая инструкция по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары

РД 220-12-98. Типовая инструкция по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ

ГРУЗОЗАХВАТНЫХПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАРЫ

 

РД 220-12-98

 

 

Согласована сГосгортехнадзором России 08.12.98

 

Утверждена ПКф«Авангард» 08.12.98

 

 

1. Общие сведения

 

1.1.Металлические съемные грузозахватные приспособления и тара используются впроцессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применениемгрузоподъемных машин (кранов, кранов-трубоукладчиков, кранов-манипуляторов,подъемников, вышек и других машин и механизмов). Строповка, обвязка и зацепкатвердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнениистроительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ с применениемгрузоподъемных машин производятся при помощи съемных грузозахватныхприспособлений. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов используетсяспециальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).

1.2.В зависимости от условий производства работ, геометрических размеров и массыгруза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы,траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивномисполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементыс концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций. В качествегибкого несущего элемента, как правило, используются стальные проволочныеканаты, реже - цепи и ленты.

1.3.Стальные канаты менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую удельную несущуюспособность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чемканаты из органических растительных волокон или стальные грузовые цепи.Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так какразрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванныхпроволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната ибраковать его задолго до обрыва.

1.4.Преимуществами стальных цепей по сравнению со стальными канатами являются ихвысокая гибкость, простота конструкции, технологичность и способность огибатьострые грани без применения подкладок. Существенными недостатками стальныхцепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствиебыстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательногоповседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальныецепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньевцепи трудно обнаружить.

1.5.По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветвевые (1СК), двухветвевые(2СК), трехветвевые (3СК), четырехветвевые (4СК) и универсальные (УСК), цепныеодноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые(4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешиваниягрузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рымы, болты и т.п.),универсальные стропы - для строповки грузов обвязкой. Одноветвевой строп скрюком или другим грузозахватным органом обычно применяют для захвата иперемещения грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами и т.п.

1.6.Многоветвевые стропы используют для подъема и перемещения строительных деталейи конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяютдля строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженныхпетлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должнапередаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательнымисоединениями.

1.7.Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычнымистропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

1.8.Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритныхконструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.).Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Онипредохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклонегруза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсынавешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибкихили жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их отизгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк крана при помощи жестких игибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы насвободном конце заканчиваются крючками различных конструкций,взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными натраверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка. Штырь выдергивают вручнуюза прикрепленный к нему канатик (дистанционное управление).

1.9.Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватнымиприспособлениями, основное преимущество которых - сокращение затрат ручноготруда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение.Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещатьоднотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводахметаллоконструкций, складах и ряде других предприятий. Захватами,установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы,швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захватыбыстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажимы длялистов, а также другие приспособления.

1.10.Наиболее распространенными видами стальной технологической тары для подъема иперемещения штучных, тарно-штучных, полужидких и жидких грузов, а также грузов,относящихся к категории взрыво- и пожароопасных, являются ящики, бадьи,емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления. 

1.11.В одной инструкции или нормативном документе невозможно отразить все виды иконструктивные исполнения грузозахватных приспособлений и тары, как и изложитьтребования безопасности, предъявляемые к ним. Поэтому на основании настоящейТиповой инструкции предприятия (организации), эксплуатирующие грузоподъемныемашины, грузозахватные приспособления и тару, обязаны разработать и утвердитьпроизводственные инструкции по безопасной эксплуатации металлическихприспособлений и металлической технологической тары в соответствии стребованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов,Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков, Правилустройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов идругих правил безопасности и нормативных документов.

 

2. Требования безопасности

 

2.1.Грузозахватные приспособления и тара относятся к разряду наиболее ответственныхустройств, на которые распространяются требования правил безопасности инормативных документов Госгортехнадзора России.

2.2.Проектирование грузозахватных приспособлений и тары должны производитьспециализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора всоответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензированииотдельных видов деятельности» и нормативными документами.

2.3.Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватныхприспособлений и тары являются:

прочностьи надежность конструкции грузозахватного приспособления и тары;

минимальнаясобственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;

удобствов обслуживании и обращении;

простотаконструкции;

обеспечениесохранности захватываемого груза;

соответствиеособенностям технологических процессов и проектам производства работ,дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа позаданной программе без участия обслуживающего персонала).

2.4.Проектирование и изготовление грузовых стропов общего назначения должныпроизводиться в соответствии с требованиями РД 10-33-93 «Стропы грузовые общегоназначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Расчет строповиз стальных канатов должен производиться с учетом числа ветвей канатов и угланаклона их к вертикали. При расчете стропов общего назначения, имеющихнесколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°. Прирасчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть принятфактический угол. При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатовдолжен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должнаобеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.

2.5.Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должны производитьпредприятия и специализированные организации, имеющие лицензию органовгосгортехнадзора, выданную в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2.6.Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должно производитьсяв соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случаеприменения сварки в документации на изготовление должны содержаться указания поее выполнению и контролю качества.

2.7.Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.)после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а послеремонта - на предприятии, на котором они ремонтировались. Съемныегрузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытаниюнагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

2.8.Сведения об изготовленных съемных грузозахватных приспособлениях должнызаноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименование приспособления,грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номерсертификата на примененный материал, на канат или цепь, результаты контролякачества сварки, результаты испытаний грузоподъемного приспособления.

2.9.Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочноприкрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и датыиспытания. Съемные грузозахватные приспособления, изготовленные для стороннихорганизаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом (приложение Ак РД 220-12-98).

 

3. Эксплуатация

 

3.1.Владельцы грузоподъемных машин, тары и съемных грузозахватных приспособленийобязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условияработы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта,надзора и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.

3.2.Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатациейгрузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием ибезопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватныхприспособлений, производственной тары и принимать меры по предупреждениюнарушений правил безопасности.

3.3.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхмашин в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание в исправном состояниисъемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержаниеих в исправном состоянии не возложено на другие службы) путем проведенияпериодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в установленныеграфиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журналаосмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личногоосмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.

3.4.Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами,кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемнымимашинами, обязано не допускать использования немаркированных, неисправных илине соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватныхприспособлений и производственной тары.

3.5.Для зацепки, обвязки (строповки) груза и навешивания его на крюк грузоподъемноймашины, за исключением случаев, указанных в п.3.6 настоящей Типовой инструкции,согласно требованиям правил безопасности должны назначаться стропальщики.

3.6.Для навешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки(груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях,контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватываетсяполуавтоматическими захватами, могут допускаться рабочие основных профессий,дополнительно обученные по сокращенной программе для подготовки стропальщиков.

3.7.Владельцами грузоподъемных машин и эксплуатирующими организациями должны бытьразработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны бытьобучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепкидолжно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местахпроизводства работ.

3.8.Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны бытьразработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемнымимашинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых приэтом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такаяоперация производится с применением грузоподъемной машины.

3.9.Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, непрошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются.Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющиебирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускаетсянахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.

3.10.Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах,площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых приводятсяперечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения(схемы) строповки грузов.

3.11.Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Длястроповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы,соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей иугла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы уголмежду их ветвями не превышал 90°.

3.12.Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами строповдолжны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка.Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

3.13.В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранамиследует соблюдать следующие правила строповки:

приобвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток;

подострые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимоподкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центратяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключитьвозможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужнотаким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельныхчастей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этогостроповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться неменее чем в двух местах;

неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укрепленытак, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этимиконцами за встречающиеся на пути предметы.

3.14.Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут бытьиспользованы самые разнообразные материалы и отходы производства (рис.1):дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов,плоских ремней, транспортерной ленты.

3.15.Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этогопредназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпаденияотдельных грузов.

3.16.Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещенииследует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования,строительных конструкций и других предметов.

3.17.Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место,где исключается возможность падения, опрокидывания или сползанияустанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительноуложены соответствующей прочности подкладки для того, чтобы стропы могли бытьлегко и без повреждения извлечены из-под груза.

3.18.При работе грузоподъемной машины не допускаются подъем груза, засыпанногоземлей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, а такжеосвобождение с применением грузоподъемной машины защемленных стропов, канатов,цепей.

 

 

Рис. 1. Типы подкладок под стропы:

а - из дерева; б - из разрезанных труб; в - изразрезанных труб и согнутых угольников;

г - из отходов резинотканевых шлангов; д - из ремней

 

4. Порядок осмотра и браковки металлических

приспособлений и тары

 

4.1.Согласно требованиям правил безопасности, стропальщики должны производитьосмотр съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары перед ихиспользованием для подъема и перемещения грузов с применением грузоподъемныхмашин.

4.2.Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемныхмашин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производстворабот кранами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другимигрузоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозахватныхприспособлений в следующие сроки:

стропов(за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;

траверс,захватов и тары - каждый месяц;

редкоиспользуемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.

4.3.При осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов,коушей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места ихкрепления.

4.4.Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

характери число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевыхзаделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числаобрывов проволок;

разрывпряди;

поверхностныйи внутренний износ;

поверхностнаяи внутренняя коррозия;

местноеуменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

деформацияв виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей,раздавливания прядей, заломов и т.п.;

поврежденияв результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

4.5.Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволокпревышает указанное в таблице.

 

Стропы из канатов

Число видимых обрывов проволок на участке каната стропа длиной

двойной свивки

3 d

6 d

30 d

 

4

6

16

___________

Примечание. d - диаметрканата, мм.

 

4.6.Браковка деталей стропа (колец, петель и крюков) должна производиться:

приналичии трещин;

приизносе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьшениюплощади поперечного сечения на 10 %;

приналичии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размераэлемента более чем на 5 %.

4.7.Не допускаются к эксплуатации стропы:

имеющиедефекты, указанные в пп. 4.4-4.6 настоящей Типовой инструкции;

приотсутствии или повреждении маркировочной бирки;

сдеформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на 15 %;

имеющиетрещины на спрессованных втулках или при изменении их размера более чем на 10 %от первоначального;

спризнаками смещения каната в заплетке или втулках;

споврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами приналичии выступающих концов проволоки у места заплетки;

скрюками, не имеющими предохранительных замков.

4.8.Цепной строп подлежит браковке, если будут обнаружены следующие дефекты:

обрывзвена;

изгибили износ крюка в звене более 10 % от первоначального размера;

удлинениезвена цепи более 3 % от первоначального размера (рис. 2);

уменьшениедиаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 % (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Увеличение длины звена цепи:

L0 - первоначальная длина звена, мм;

L1 - увеличенная длина звена, мм

 

Рис. 3. Уменьшение диаметра сечения звена цепи:

d0 - первоначальный диаметр, мм;

d1, d2 - фактические диаметры сечения звена, измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм

 

4.9.При осмотре захватов необходимо проверять состояние рабочих поверхностей,соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление иливыкрашивание зубчиков не допускается. Захват подлежит браковке, если будутобнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительныхзвеньев. Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и другихэлементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогибаболее 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечениясварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.

4.10.При осмотре тары необходимо особенно тщательно проверять:

появлениетрещин в захватных устройствах для строповки;

исправностьфактических устройств и замковых устройств крышек;

отсутствиедефектов в сварных соединениях, целостность маркировки.

Тарабракуется в следующих случаях:

таране замаркирована;

неуказано назначение тары;

имеютсянеисправные строповочные узлы;

помятыили разорваны борта;

имеютсятрещины и другие дефекты в сварных соединениях.

4.11.Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары должнызаноситься в специальный журнал. Рекомендуемая форма журнала учета и осмотрастропов (тары) приведена в приложении Б к РД 220-12-98.

 

5. Ремонт

 

5.1.Восстановительный ремонт с применением сварки грузозахватных приспособлений,тары и их элементов должен производиться в организациях, располагающихтехническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающимиремонт в полном соответствии с требованиями правил безопасности, нормативнымидокументами, техническими условиями, технологическими картами и имеющимиразрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.

5.2.Материалы, применяемые при ремонте грузозахватных приспособлений и тары, должнысоответствовать государственным стандартам и другим нормативным документам.Качество примененного материала при ремонте должно быть подтвержденосертификатом предприятия - поставщика материала и входным контролем.

5.3.Сварка ответственных элементов (колец, петель, захватов, рычагов и т.п.)грузозахватных приспособлений, тары и контроль качества сварных соединенийдолжны выполняться в соответствии с требованиями ремонтной документации,разработанной специализированной организацией.

5.4.Текущий (мелкий) ремонт элементов грузозахватных приспособлений и тары безприменения сварки (правка деталей, заделка концов канатов, замена крепежныхдеталей и т.п.) должны выполнять высококвалифицированные слесари согласноремонтной документации и под руководством инженерно-технических работников,ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, илидругих ответственных специалистов.

5.5.Сведения о качестве выполнения отдельных ремонтных работ должны быть занесены времонтный журнал или ведомость ремонта. При приемке грузозахватногоприспособления или тары из ремонта необходимо произвести их осмотр и испытанияс целью определения степени надежности.

5.6.Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.)после ремонта подлежат испытанию на предприятии, на котором ониремонтировались. Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру ииспытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

5.7.Тара для перемещения мелкоштучных, сыпучих, жидких и других грузов сприменением грузоподъемных машин после ремонта должна подвергаться осмотру.Испытание тары грузом не обязательно.

 

 


Приложение А

 

ФОРМА ПАСПОРТА СТРОПА

 

 

 

Разрешение (лицензия) на изготовление стропа

№ ______________________________________

от  « ___ » ________________________200__ г.

_________________________________________

Наименование и адрес органа, выдавшего разрешение на изготовление стропа

 

_______________________________________________________________________________

(наименование стропа)

 

ПАСПОРТ

 

Грузоподъемностьстропа, т________________________________________________________

Номернормативного документа ____________________________________________________

 

Место товарного знака (эмблемы)

предприятия - изготовителя стропа

 

Предприятие-изготовительи его адрес_______________________________________________

 

Место для чертежа стропа

с указанием длины стропа

 

Массастропа, т  _________________________________________________________________

Порядковыйномер стропа по системе предприятия-изготовителя ________________________

Годи месяц выпуска стропа _______________________________________________________

Датаиспытаний стропа ___________________________________________________________

Результатыиспытаний  ___________________________________________________________

Гарантийныйсрок________________________________________________________________

Условия,при которых может эксплуатироваться строп:

наименьшаятемпература окружающего воздуха, °С _______________________________

наибольшаятемпература окружающего воздуха, °С_______________________________

 

Подписьруководителя предприятия-изготовителя (цеха)

илиначальника службы контроля продукции (ОТК)

предприятия-изготовителя                                                  ______________________________

 

Место                                                                                   ______________________________

печати                                                                                                          (дата)

 

Примечания. 1. Паспортдолжен постоянно храниться у владельца стропа.

2. При поставке партии однотипныхстропов допускается изготавливать один паспорт на всю партию.

При этом в нем должны бытьуказаны все порядковые номера стропов, входящих в данную партию.

 

 

Приложение Б

 

ФОРМА ЖУРНАЛА УЧЕТА ИОСМОТРА СТРОПОВ (ТАРЫ)

 

Наименование стропа (тары)

Порядковый номер

Дата

Техническое состояние, содержание замечаний

Должность ответственного специалиста

Подпись ответственного специалиста